Содержание, формы и принципы управления предприятием

. Мотивация - представляет собой условие для эффективного осуществления принятого решения на основе морального или материального стимулирования, какой либо трудовой деятельности.

. Контроль - это оценка соответствия результатов работы предприятия требованиям инструкции по выполнению качественных и количественных показателей экономического и социального развития предприятия.

. Координация - обеспечение согласованности в действиях руководящего состава предприятия по выполнению производственного задания.

. Нормирование - процесс разработки научно обоснованных норм и нормативов, отражающий экономически оправданный расход материальных и трудовых ресурсов в процессе производства и управления. Результаты нормирования служат базой для разработки календарно - плановых нормативов, производственных циклов, размеров партий.

. Регулирование - завершающая производственная процедура, направленная на разработку плана мероприятий по предупреждению и устранению возможных отклонений и сбоев в производственном процессе. . [27, c. 284]

Дж. К. Лафта определяет четырехмерную модель управления организацией. Компоненты блоков этой модели в той или иной степени свойственны всем функциям менеджмента, который, являясь действительностью, направленной на достижение определенного конечного результата посредством принятия управленческих решений и процедур контроля, налагает на управленческую систему определенные обязанности.

Рис.1.1 Четырехмерная модель управления организацией

Перечислим ключевые аспекты управления, которые могут оказаться необходимыми при определенных условиях и пронизывать весь процесс управления и его функциональные подразделения:

¾ принятие управленческих решений;

¾ разрешение проблемы;

¾ ведение переговоров;

¾ связь с общественностью;

¾ обмен информацией;

¾ поведение участников внутри организации;

¾ экономическая, социальная и экологическая ответственность.

Управления как процесс, взаимосвязанное непрерывное действие по формирования и использованию управленческих ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия называются управленческими функциями. Главная функция управляющей системы состоит в определении, формировании решений постоянно возникающих проблем хозяйственной организации на соответствующем уровне управления, сборе, систематизации и анализе информации и воздействии на управляемую систему для достижения намеченных организацией целей. Таким образом, процесс управления является общей функцией управления и включает:

¾ постановку задач;

¾ планирование и прогнозирование;

¾ выработку деловой политики;

¾ организацию;

¾ мотивацию и стимулирование;

¾ подготовку персонала управления;

¾ контроль (учет и анализ);

¾ оценку и интерпретацию результатов и тенденций;

¾ проведение корректирующих мероприятий (обратные связи);

¾ мониторинг. [34, c. 329]

Богатин Ю.В., Швандар В.А. определяют управление как весьма сложный, постоянно действующий процесс, который носит многофункциональный характер и совершается как в рамках каждого подразделения, так и предприятия в целом. Цель такого процесса - обеспечение определенных результатов деятельности предприятия в соответствии с принятым критерием в рамках принятого временного интервала (месяц, квартал, полугодие, год или долгосрочный период, включающий несколько лет).

Основные функции управления сводятся к следующим.

. Учет (статистика) управленческой информации.

. Анализ учетно-статистической информации.

. Планирование деятельности фирмы.

. Принятие решения и его исполнение.

. Мотивация деятельности трудового коллектива.

. Контроль исполнения.

. Регулирование деятельности. [12, c. 21]

Итак, первая функция управления - учет (статистика) управленческой информации. Без информации, как известно, нельзя принять вообще никакого решения и, следовательно, невозможна никакая управленческая деятельность.

В состав этой важной функции входят следующие управленческие операции:

.1 - сбор необходимой управленческо - статистической информации (информация о результатах деятельности фирмы в прошлом периоде, о ценах на выпускаемые товары на рынке, результаты исполнения баланса предприятия, оценка использования производственных ресурсов, показатели финансового состояния предприятия, информация о конкурентах, об их товарах и пр.);

.2 - переработка всей собранной информации и подготовка ее к последующему анализу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи по экономической теории

Подборка публикаций в печатных изданиях о развитии экономики России
В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современно ...

Особенности развития экономики в Северных районах Российской Федерации
Особенности северных районов, обусловленные наличием стратегических сырьевых ресурсов, монополизированностью рынков, требованиями особой надежности инфраструктурных систем жизнеобеспечен ...

Экономическая деятельность туристического предприятия ООО Югзар
Туризм является одной из ведущих и наиболее развивающихся отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Быстрому его развитию способствует расширени ...