Содержание, формы и принципы управления предприятием

Рис. 1.6 Схема дивизиональной структуры

Дивизиональная структура обладает и весьма существенными недостатками. Среди них - противоречия интересов отдельных подразделений и всего предприятия, дублирование функций управления и, следовательно, рост административного аппарата и неэкономичность структуры. С ростом предприятия эти недостатки могут привести к потере управляемости.

Матричная организационная структура возникает в условиях диверсифицированного производства, когда предприятие осуществляет разработку и выпуск нескольких разнородных видов продукции, реализует несколько инвестиционных или инновационных проектов и т. п. Она представляет собой синтез линейно-функциональной и дивизиональной структур (рис. 1.7).

Общие указания исполнителям даются линейными руководителями, а особые инструкции - руководителями проектов. Последние являются лицами, принимающими решения, наделяются специальными полномочиями, аккумулируют и интерпретируют информацию, поступающую от функциональных подразделений, осуществляют контроль над ходом реализации проекта. С ними письменно согласовываются распоряжения линейных руководителей, касающиеся работ по данному проекту.

Преимущества такой структуры - гибкость, динамизм, гарантии сохранения и расширения технологического капитала и инновационной активности. [27, c. 218]

Рис. 1.7 Схема матричной структуры

На практике различают структуры двух типов:

. механистическую, характеризующуюся использованием формальных процедур и правил, жесткой иерархией власти на предприятии, централизацией принятия решений. Сюда можно отнести линейную, функциональную, линейно- функциональную, продуктовую, региональную, ориентированную на рынок, дивизиональную структуру;

. органическую, характеризующуюся умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией, гибкостью структуры власти, участием в управлении низших уровней. К этому типу относятся проектные, матричные, программно-целевые структуры.

Совершенствование организационной структуры - естественный, необходимый и постоянный процесс для всех предприятий и организаций. Он обусловлен не только методическими рекомендациями, изложенными в экономической литературе, но и конкретной рыночной ситуацией, целями, ценностями, перспективами развития, а также опытом и знаниями руководителей. Практика изобилует комбинированными структурами, соединяющими в себе свойства традиционных, дивизиональных и матричных структур.

Рассмотрим факторы, который оказывают влияние на построение организационных структур управления, имеют ситуационный характер. Можно выделить следующие группы таких ситуационных факторов:

. состояние внешней деловой среды, т.е. всего того, что окружает предприятие;

. технология работы на предприятии;

. стратегический выбор руководства предприятия в отношении его целей.

Все перечисленные факторы могут по отдельности или в комбинации влиять на решение по проектированию предприятия через те компоненты, которые заключены в каждом из них. [13, с. 290]

Выделим основные принципы управления предприятием.

. Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы).

. Власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты).

. Дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; в основном - результат возможностей руководства).

. Единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю).

. Единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей).

. Подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом).

. Вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей).

. Централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты).

. Цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным).

. Порядок (все должны знать свое место в организации).

. Равенство (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи по экономической теории

Экономическое и социальное развитие предприятия на примере ГУ Желдорреммаш
Актуальность социально-экономического планирования на предприятиях железнодорожного транспорта в настоящее время не вызывает сомнения. Результатом профессиональной и своевременной разра ...

Экономические интересы, их виды и роль в экономике
Уровень развития производительных сил всегда являлся важнейшим критерием состояния общества и показателем общественного прогресса. Взаимодействие человека и общественного производства в ...

Экономико-статистический анализ внешней торговли Польши
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных эконом ...