Российская экономика в 1990-е гг.

Предстоявшая реформа основывалась на применении методов макроэкономической стабилизации. Важнейшей ее частью на первом этапе была задача приведения в соответствии платежеспособного спроса и предложения.

Средствами для решения этой задачи должны были стать:

переход к применению свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения;

отмена ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление;

разрешение всем предприятиям, независимо от форм собственности, осуществлять внешнеэкономическую деятельности без специальной регистрации. Планировалась также приватизация государственной собственности. Существовала надежда на привлечение к российской приватизации иностранных инвесторов.

Существенным элементом начинавшихся реформ было то обстоятельство, что Президент как глава Правительства располагал поддержкой большинства депутатов Верховного Совета и имел достаточно высокий уровень поддержки у граждан страны.

января 1992 г. в стране были введены свободные цены. В течении нескольких месяцев шло интенсивное создание того, что пресса и политики именовали «диким рынком». Однако товарный дефицит был преодолен, угроза голода миновала.

Времена дефицита уходили в прошлое. Это был несомненный успех реформ. Понять значение этого обстоятельства можно только из глубины 70-80 гг. - времени всеобщего дефицита. Однако на смену одной пришла другая проблема: с 1991 г. начался стремительный рост дороговизны.

В это же время происходили сложнейшие процессы в традиционно самом мощном секторе отечественной экономики - в оборонной промышленности. В 1992 г. военный заказ был сокращен на 70% по отношению к предыдущему году. Изменение политического статуса России в мире, отказ от концепции «холодной войны» привел к резкому сокращению государственных закупок вооружения. В результате значительно снизились, а во многих случаях - прекратилось государственное финансирование, сократились рабочие места, свертывались и даже ликвидировались ряд производств.

В октябре 1992 г. начался один из важнейших, хотя и наиболее спорных процессов реформирования страны - приватизация государственной собственности. При дефиците государственного бюджета России, достигавшем 21% валового внутреннего продукта, угрозе банкротства страны государство было заинтересовано в сокращении бюджетных расходов. Приватизация создавала возможность «разделить бюджеты», отказаться от финансирования прежних государственных предприятий, поменявших собственника. Процесс приватизации создавал для этого экономическую и юридическую основу.

При проведении приватизации предполагалось достигнуть следующих целей:

закрепления прав всех граждан России на приватизируемое имущество;

создания в России класса собственников за счет наделения граждан страны частью государственного имущества;

использования средств, полученных в процессе приватизации, для усиления социальной защиты населения.

Первоначально провозглашенная цель состояла в том, чтобы каждому гражданину страны передать право на управление частью народно-хозяйственного комплекса. Были оценены все фонды страны, и эта сумма разделена на число всех жителей страны. Каждый гражданин России формально мог получить свою долю, закрепленную в специальном чеке - ваучере, номинальная цена которого была приравнена к 10 тыс. руб. Гражданин мог приобрести на ваучер часть акций своего промышленного предприятия или вложить ваучер в специально созданные чековые инвестиционные фонды, или продать по той цене, которая складывалась на рынке этих ценных бумаг. Реально же чеки стали инструментом концентрации капиталов, приватизации крупных промышленных предприятий, объектом скупки и спекулятивных операций. Создатели многочисленных фондов, обещавшие вкладчикам дивиденды, обманули их. Большинство акционеров разорились.

Попытки экономической стабилизации. 1993 г. страна прожила с высоким процессом инфляции. Экономические проблемы продолжали оставаться чрезвычайно сложными. С начала 1994 г. Правительство стало проводить умеренно - жесткий антиинфляционный курс в сочетании с финансовой поддержкой военно-промышленного комплекса и аграрного сектора. К июлю 1994 г. ко времени завершения чекового этапа приватизации, было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3 - предприятий общественного питания, 76,4% предприятий обслуживания населения.

г. страна прожила с высоким процессом инфляции. Экономические проблемы продолжали оставаться чрезвычайно сложными. Экономические проблемы продолжают оставаться чрезвычайно сложными. С начала 1994 г. Правительство стало проводить умеренно-жесткий антиинфляционный курс в сочетании с финансовой поддержкой военно-промышленного комплекса и аграрного сектора.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Другие статьи по экономической теории

Экспресс–диагностика финансового состояния и разработка годового финансового плана развития СПК Племзавод Овцевод Марьяновского района
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогр ...

Экономика права
Теория права уже давно потеряла монополию на объяснение происхождения и функционирования правовой системы. Право как социальный феномен выступает в качестве объекта и предмета иссле ...

Экономический эффект в виде увеличения прибыли и повышения ООО ТД Молис
Для эффективной работы современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей и информацион ...