Российская экономика в 1990-е гг.

Предстоявшая реформа основывалась на применении методов макроэкономической стабилизации. Важнейшей ее частью на первом этапе была задача приведения в соответствии платежеспособного спроса и предложения.

Средствами для решения этой задачи должны были стать:

переход к применению свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения;

отмена ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление;

разрешение всем предприятиям, независимо от форм собственности, осуществлять внешнеэкономическую деятельности без специальной регистрации. Планировалась также приватизация государственной собственности. Существовала надежда на привлечение к российской приватизации иностранных инвесторов.

Существенным элементом начинавшихся реформ было то обстоятельство, что Президент как глава Правительства располагал поддержкой большинства депутатов Верховного Совета и имел достаточно высокий уровень поддержки у граждан страны.

января 1992 г. в стране были введены свободные цены. В течении нескольких месяцев шло интенсивное создание того, что пресса и политики именовали «диким рынком». Однако товарный дефицит был преодолен, угроза голода миновала.

Времена дефицита уходили в прошлое. Это был несомненный успех реформ. Понять значение этого обстоятельства можно только из глубины 70-80 гг. - времени всеобщего дефицита. Однако на смену одной пришла другая проблема: с 1991 г. начался стремительный рост дороговизны.

В это же время происходили сложнейшие процессы в традиционно самом мощном секторе отечественной экономики - в оборонной промышленности. В 1992 г. военный заказ был сокращен на 70% по отношению к предыдущему году. Изменение политического статуса России в мире, отказ от концепции «холодной войны» привел к резкому сокращению государственных закупок вооружения. В результате значительно снизились, а во многих случаях - прекратилось государственное финансирование, сократились рабочие места, свертывались и даже ликвидировались ряд производств.

В октябре 1992 г. начался один из важнейших, хотя и наиболее спорных процессов реформирования страны - приватизация государственной собственности. При дефиците государственного бюджета России, достигавшем 21% валового внутреннего продукта, угрозе банкротства страны государство было заинтересовано в сокращении бюджетных расходов. Приватизация создавала возможность «разделить бюджеты», отказаться от финансирования прежних государственных предприятий, поменявших собственника. Процесс приватизации создавал для этого экономическую и юридическую основу.

При проведении приватизации предполагалось достигнуть следующих целей:

закрепления прав всех граждан России на приватизируемое имущество;

создания в России класса собственников за счет наделения граждан страны частью государственного имущества;

использования средств, полученных в процессе приватизации, для усиления социальной защиты населения.

Первоначально провозглашенная цель состояла в том, чтобы каждому гражданину страны передать право на управление частью народно-хозяйственного комплекса. Были оценены все фонды страны, и эта сумма разделена на число всех жителей страны. Каждый гражданин России формально мог получить свою долю, закрепленную в специальном чеке - ваучере, номинальная цена которого была приравнена к 10 тыс. руб. Гражданин мог приобрести на ваучер часть акций своего промышленного предприятия или вложить ваучер в специально созданные чековые инвестиционные фонды, или продать по той цене, которая складывалась на рынке этих ценных бумаг. Реально же чеки стали инструментом концентрации капиталов, приватизации крупных промышленных предприятий, объектом скупки и спекулятивных операций. Создатели многочисленных фондов, обещавшие вкладчикам дивиденды, обманули их. Большинство акционеров разорились.

Попытки экономической стабилизации. 1993 г. страна прожила с высоким процессом инфляции. Экономические проблемы продолжали оставаться чрезвычайно сложными. С начала 1994 г. Правительство стало проводить умеренно - жесткий антиинфляционный курс в сочетании с финансовой поддержкой военно-промышленного комплекса и аграрного сектора. К июлю 1994 г. ко времени завершения чекового этапа приватизации, было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3 - предприятий общественного питания, 76,4% предприятий обслуживания населения.

г. страна прожила с высоким процессом инфляции. Экономические проблемы продолжали оставаться чрезвычайно сложными. Экономические проблемы продолжают оставаться чрезвычайно сложными. С начала 1994 г. Правительство стало проводить умеренно-жесткий антиинфляционный курс в сочетании с финансовой поддержкой военно-промышленного комплекса и аграрного сектора.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Другие статьи по экономической теории

Экономические основы местного самоуправления
В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных для нашей ст ...

Повышение прибыли и снижение себестоимости продукции на предприятии
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализа ...

Экономические циклы, их виды, влияние на различные отрасли экономики
Проблема. Экономическому развитию свойственны два основных типа движения во времени - необратимое, которое отражает трендовое или вековое движение экономики в направлении роста её ...