Российская экономика в 1990-е гг.

Невозможность справиться с нараставшими проблемами породила беспрецедентное заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка России. 17 августа 1998 г. Правительство и Центробанк заявили, что в результате ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и неудовлетворительного положения дел с доходами бюджета резко обострилась проблема управления государственным долгом. Расходы по погашению ранее выпущенных государственных бумаг и уплате процентных платежей по ним при низком уровне налоговых поступлений стали непомерным бременем для государственного бюджета. Последовало объявление о фактическом банкротстве страны. Центральный банк объявлял о своем отказе выполнять обязательства по ГКО. С 17 августа 1998 г. был объявлен мораторий на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, том числе от иностранных кредиторов, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам. Одновременно с этим Центробанк отказывался поддерживать прежний курс рубля.

Следствием этого стало стремительное вздорожание доллара. Рубль в течение недели упал с 6 до 15 рубля за доллар и, качнувшись, остановился на отметке около 10 руб., чтобы продолжить свое падение. Далее последовал тяжелейший банковский кризис. Многие частные банки, в том числе, крупнейшие - Инкомбанк, СБС-Агро, Мост, Онэксим и ряд других, державших значительные средства в ГКО - следом за государством стали отказывать своим клиентам в выплатах их собственных средств. Некоторые банки передали свои обязательства перед частными вкладчиками в принадлежащий государству Сбербанк. Крах системы частных банков в свою очередь нанес удар по функционированию платежных систем в стране.

Осложнилось и внешнеэкономическое положение страны. Ей пришлось столкнуться с решительным противодействием западных финансовых институтов, прежде кредитовавших Россию.

События 17 августа 1998 г. стали своего рода итогом неудач в проведении реформ в стране в 90-е гг., и вызвали споры о природе экономического реформирования, о его результатах и перспективах.

Последовавшая отставка Правительства, возглавляемого С. Кириенко, едва не привела к парламентскому кризису. Государственная Дума дважды отклоняла кандидатуру В.С. Черномырдина, предложенного Президентом на пост премьер-министра. Новая кандидатура премьер-министра была выдвинута Думой и встретила поддержку Президента. Возглавил Правительство опытный политик, бывший министр иностранных дел Е.М. Примаков.

Правительство Примакова было первым после 1993 г., пользовавшимся поддержкой Федерального Собрания и отчасти отражало расстановку политических сил в Государственной Думе.

На 1999 г. Правительство, возглавляемое Е.М. Примаковым, внесло в Думу бюджет, в котором значительно сокращены все государственные расходы и предусматривался профицит - превышение доходов над расходами. Появление профицита должно было способствовать организации работы по выплате долгов России, составляющих около 170 млрд. долл. Эта сумма включала в себя долги распавшегося СССР, принятые на себя Россией, и собственно российские долги. Падение курса рубля создало временные преимущества для производителей в ряде отраслей отечественной промышленности. В конце 1998 и в начале 1999 гг. наметился подъем в машиностроительной отрасли, в переработке сельскохозяйственного сырья. Приостановилось сокращение валового внутреннего продукта. Положительные экономические тенденции, как оказалось, приобрели долговременный характер.

Таким образом, в основе проводимых экономических реформ в нашей стране в 1990-е гг. лежала западная либеральная модель развития, которая ориентирована на свободный рынок с интенсивным производством и расширенным потреблением, при этом не учитывались особенности России, ее состояния в данную эпоху.

Заключение

Таким образом, на рубеже 1980-90-х гг. сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, в стране предпринимались интенсивные меры по созданию социалистического рынка, проводилась конверсия военного производства, изменялась структура хозяйства и внешней торговли в пользу потребительского и социального секторов, а с другой стороны, развивался социально-экономический кризис, проявлявшийся в падении производства в «открытой» экономике и росте ее «теневой» составляющей, в увеличении безработицы и ухудшении положения наименее обеспеченных слоев населения.

Реализация программы консервативной стабилизации стала невозможной после провала путча в августе 1991 г. Таким образом, к осени 1991 г. лишь либерально-рыночный вариант оказался пригодным для практической реализации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Другие статьи по экономической теории

Эффективность использования трудовых ресурсов и пути ее повышения (на материалах ОАО Пинский мясокомбинат)
Для предприятия с позиции ведения его экономики далеко не безразлично, как и на каких условиях должно происходить удовлетворение его потребностей в рабочей силе, и как она должна использова ...

Эффективность на рынке аккумуляторов
Экономическая эффективность - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как ...

Экономическая деятельность туристического предприятия ООО Югзар
Туризм является одной из ведущих и наиболее развивающихся отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Быстрому его развитию способствует расширени ...