Рыночный механизм и его элементы

При изучении вопросов, связанных с понятием и элементами рыночного механизма, рекомендуется познакомиться с учением А. Смита «о невидимой руке». Функционирование рыночного механизма можно уяснить, разобравшись в таких важнейших его составляющих как конкуренция, спрос и предложение, цена.

Необходимо знать разницу между ценовой и неценовой конкуренцией. Важно различать добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Для понимания вопроса о типах рынка следует усвоить такие понятия, как совершенная и несовершенная конкуренция, монополия и монопсония.

Для объяснения поведения фирм на рынке и разработки эффективной стратегии их конкурентного поведения необходимо научиться определять тип рынка, на котором функционирует фирма. Рынки товаров и услуг, как правило, существенно отличаются друг от друга по: 1) числу и размеру фирм; 2) типу предлагаемого товара или услуги; 3) степени контроля над ценами; 4) условиям входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (него); 5) доступности информации о товарах, ценах, конкуренции и т.п. Исходя из этого, обычно выделяют следующие типы рынка: а) рынок совершенной (чистой) конкуренции; б) рынок монополистической конкуренции; в) чистая монополия; г) олигополистический рынок (олигополия). Студент должен уметь различать эти типы рынка, основываясь на конкретных примерах мировой и отечественной экономики.

Основополагающими элементами рыночного механизма являются спрос и предложение. Поэтому необходимо четко знать определения этих понятий, особое внимание обратив на ценовые и неценовые детерминанты спроса и предложения, научившись отражать их изменения на графиках: кривой спроса и кривой предложения.

Для понимания сущности рыночного механизма важно усвоить законы спроса и предложения и понять логику установления и нарушения рыночного равновесия.

Основные категории и понятия

Конкуренция; внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция; ценовая и неценовая конкуренция; демпинг; «недобросовестная» конкуренция; совершенная и несовершенная конкуренция; типы рынка; монополистическая конкуренция; олигополия; монополия; спрос и предложение; конъюнктура рынка; закон падающего спроса; неценовые факторы (детерминанты) спроса; изменение величины спроса и изменение в спросе; закон предложения; неценовые факторы (детерминанты) предложения; изменение величины предложения и изменение в предложении; цена равновесия.

ПРОБЛЕМЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

Прежде чем приступить к изучению данного раздела студенту следует вспомнить какие объекты изучает, какими проблемами занимается микроэкономика как раздел экономической теории.


Другие статьи по экономической теории

Экономическая деятельность туристического предприятия ООО Югзар
Туризм является одной из ведущих и наиболее развивающихся отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Быстрому его развитию способствует расширени ...

Экономический эффект в виде увеличения прибыли и повышения ООО ТД Молис
Для эффективной работы современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей и информацион ...

Экспресс–диагностика финансового состояния и разработка годового финансового плана развития СПК Племзавод Овцевод Марьяновского района
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогр ...