Эластичность спроса и предложения

Студенты уже знакомы с ценовыми и неценовыми детерминантами спроса и предложения, которые вызывают их изменения. Для практической деятельности чаще представляют интерес показатели не абсолютного изменения, а относительного. С этой целью А. Маршалл ввел в экономическую теорию понятие эластичности: эластичность спроса и эластичность предложения.

Различают, как правило, три вида эластичности спроса: эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность.

Эластичность спроса по цене - это степень количественного изменения спроса на товар под влиянием изменения его цены. В соответствии с этим экономисты выделяют эластичный спрос, неэластичный спрос и единичный эластичный спрос. Мерой эластичности спроса служит коэффициент эластичности (Ed). При эластичном спросе Ed > 1; при неэластичном - Ed <4; при единичном эластичном спросе - Ed = 1. Следует обратить внимание на некоторые особенности расчета коэффициента эластичности и понять, какие факторы и каким образом влияют на эластичность спроса по цене. Важно также разобраться в практическом значении эластичности спроса для определения ценовой политики фирмы и налоговой политики государства.

Необходимо также изучить и другие виды эластичности. Эластичность спроса по доходу - это мера чувствительности спроса к изменению дохода потребителя. Она может быть: 1) положительной; 2) отрицательной; 3) нулевой. Перекрестная эластичность выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях. Различают положительную, отрицательную и нулевую перекрестную эластичности в зависимости от того, являются ли товары взаимозаменяемыми (субститутами), взаимодополняемыми (комплементарными) или не являются ни взаимодополняемыми, ни взаимозаменяемыми.

Эластичность предложения - показатель степени чувствительности предложения на изменения цены. Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса. Следует усвоить, что основным фактором эластичности предложения является время, так как именно оно позволяет (или не позволяет) отреагировать производителям на изменение цены.

Основные категории и понятия

Эластичность; эластичность спроса по цене; эластичный спрос; неэластичный спрос; единичный эластичный спрос; абсолютно неэластичный спрос; коэффициенты эластичности; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность; эластичность предложения; мгновенное равновесие; длительное равновесие.


Другие статьи по экономической теории

Экономическая эффективность производства и пути её повышения с точки зрения современной экономической науки на примере РДСУП Папоротное
Беларусь вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности прои ...

Экономическая деятельность туристического предприятия ООО Югзар
Туризм является одной из ведущих и наиболее развивающихся отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Быстрому его развитию способствует расширени ...

Ценовая политика фирмы сущность и ее совершенствование
стратегия цена абсолют коммерческий Формирование ценовой стратегии является важной составной частью коммерческой деятельности организации. В условиях рыночной экономики успех любого предп ...