Эластичность спроса и предложения

Студенты уже знакомы с ценовыми и неценовыми детерминантами спроса и предложения, которые вызывают их изменения. Для практической деятельности чаще представляют интерес показатели не абсолютного изменения, а относительного. С этой целью А. Маршалл ввел в экономическую теорию понятие эластичности: эластичность спроса и эластичность предложения.

Различают, как правило, три вида эластичности спроса: эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность.

Эластичность спроса по цене - это степень количественного изменения спроса на товар под влиянием изменения его цены. В соответствии с этим экономисты выделяют эластичный спрос, неэластичный спрос и единичный эластичный спрос. Мерой эластичности спроса служит коэффициент эластичности (Ed). При эластичном спросе Ed > 1; при неэластичном - Ed <4; при единичном эластичном спросе - Ed = 1. Следует обратить внимание на некоторые особенности расчета коэффициента эластичности и понять, какие факторы и каким образом влияют на эластичность спроса по цене. Важно также разобраться в практическом значении эластичности спроса для определения ценовой политики фирмы и налоговой политики государства.

Необходимо также изучить и другие виды эластичности. Эластичность спроса по доходу - это мера чувствительности спроса к изменению дохода потребителя. Она может быть: 1) положительной; 2) отрицательной; 3) нулевой. Перекрестная эластичность выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях. Различают положительную, отрицательную и нулевую перекрестную эластичности в зависимости от того, являются ли товары взаимозаменяемыми (субститутами), взаимодополняемыми (комплементарными) или не являются ни взаимодополняемыми, ни взаимозаменяемыми.

Эластичность предложения - показатель степени чувствительности предложения на изменения цены. Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса. Следует усвоить, что основным фактором эластичности предложения является время, так как именно оно позволяет (или не позволяет) отреагировать производителям на изменение цены.

Основные категории и понятия

Эластичность; эластичность спроса по цене; эластичный спрос; неэластичный спрос; единичный эластичный спрос; абсолютно неэластичный спрос; коэффициенты эластичности; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность; эластичность предложения; мгновенное равновесие; длительное равновесие.


Другие статьи по экономической теории

Экономический эффект в виде увеличения прибыли и повышения ООО ТД Молис
Для эффективной работы современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей и информацион ...

Экономический анализ деятельности предприятия связи
Экономика связи является одной из разновидностей отраслевых экономических наук. Предметом изучения экономики связи являются: производственные отношения хозяйственного механизма, в конкретных условиях ...

Экономика, организация и планирование на предприятии деревообрабатывающей промышленности
Цель при разработке курсовой работы по курсу “Менеджмент и маркетинг предприятия” состояла в углублении и закреплении знаний по экономике, организации и планированию на предприятиях, ов ...