История возникновения понятия экономического интереса

Многоплановость и философская глубина понятий «интерес», «экономический интерес» определяет то внимание, которое уделяется этим категориям в экономических исследованиях. Впервые объектом детального изучения данные категории становятся в связи с бурным развитием технической революции XVIII века - появлением мануфактурного производства. Одним из первых экономистов, который попытался связать интересы людей с их потребностями, был французский мыслитель А. Тюрго. Им была предпринята первая попытка теоретического обоснования сущности понятия «интерес». Относя интересы к первичной категории, а потребности - к вторичной, он первым подошел к разделению интересов на общественные и личные.

Попытки классификации интересов можно встретить в работах К. Гельвеция. В основе его подхода лежали отношения между человеком и высшим разумом. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». Исследования К. Гельвеция позволили ему вплотную подойти к мысли теснейшей взаимосвязи интересов личности и общественного производства, но уровень развития производительных сил общества в то время объективно не позволил ему сделать такое обобщение.

Качественный скачок в развитии общественного производства в XVIII веке позволил А. Смиту поднять теоретические проблемы, связанные с экономическими интересами, на новый уровень. Рассматривая интересы через призму разделения труда и возникающей при этом необходимости обмена товарами, А. Смит пришел к мысли, что в основе процесса производства товаров и их обмена лежат интересы людей: « . ни один индивид . не будет думать об общественных интересах . Он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в этом случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями». Однако взаимосвязь интересов с общественными отношениями А. Смиту раскрыть не удалось прежде всего потому, что он не рассматривал эту взаимосвязь с позиций общественного производства.

В этом смысле экономическую модель А. Смита, в которой забота о благосостоянии общества возложена на координирующую «руку провидения», можно рассматривать как исходную точку в возникновении индивидуалистической парадигмы, занимающей доминирующее положение в экономической науке и по сей день. Сформулированный столетием позже принцип методологического индивидуализма, ограничивающий теоретические построения требованием сводимости любых общественных интересов к интересам отдельных людей, был не только канонизирован неоклассикой, но и превратился в «священную корову» ортодоксальной экономической теории.

Реакцией на такое положение дел были и остаются попытки модификации экономической модели Смита с целью «восстановления в правах» интересов общества как такового. Их история включает известные исследования под общим названием «немецкая финансовая наука» (Finanzwissenschaft)1, наследие «Исторической школы», кейнсианство, представителей которого также нельзя отнести к слепым адептам индивидуалистических норм.

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по экономической теории

Экономическая деятельность туристического предприятия ООО Югзар
Туризм является одной из ведущих и наиболее развивающихся отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Быстрому его развитию способствует расширени ...

Экономическая эффективность производства и пути её повышения с точки зрения современной экономической науки на примере РДСУП Папоротное
Беларусь вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности прои ...

Экономический анализ деятельности предприятия
Финансовая диагностика - это выявление симптомов, свидетельствующих о возможных ухудшениях финансовой ситуации, об отклонениях, которые могут повлиять на предприятие, помешать достижению цели и решени ...