Нормативно-правовое основы формирования и управления муниципальной собственностью

К исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления отнесено определение порядка:

• управления и распоряжения имуществом, находящимся в 1 муниципальной собственности,

• принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации . муниципальных предприятий и учреждений,

• принятия решений об установлении тарифов на их услуги,

• участия муниципального образования в организациях меж-мунипипального сотрудничества.

Данные вопросы должны регулироваться соответствующими положениями, утверждаемыми решениями представительных органов местного самоуправления. Положениями, либо отдельными муниципальными правовыми актами, в т.ч. и главы местной администрации, должны быть урегулированы отношения передачи имущества и определения стоимости аренды; передачи муниципального имущества в пользование, залог; порядка создания, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, проведения конкурсов, аукционов, залоговых аукционов и т.п.

Право собственности в ряде случаев может быть ограничено, но только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ограничения права собственности, содержащиеся в иных правовых актах, незаконны и исполнению не подлежат.

В договоре между собственником и лицом, осуществляющим владение, пользование или распоряжение его имуществом, могут быть предусмотрены частные ограничения действий собственника. В этом случае они возникают по воле самого собственника, который, однако, не вправе их нарушать в дальнейшем. Например, в договоре хозяйственного ведения может быть установлено ограничение для собственника на изъятие части прибыли МУП до проведения капитального ремонта основных средств предприятия, находящихся в хозяйственном ведении.

Собственник (муниципальное образование) может ввести ограничения и для действующих от его имени лиц, в частности, для различных органов местного самоуправления. Например, может быть установлено правило, согласно которому отчуждение определенных объектов возможно только после получения одобрения такого решения на собраниях граждан, при том, что общее число граждан, участвовавших в собраниях, будет не менее половины проживающих в поселении граждан, обладающих избирательным правом. Или может быть введен запрет на сдачу в аренду объектов, предназначенных для работы с детьми, и т. п. При значительном числе объектов, распоряжение которыми ограничено, в муниципальном образовании должны быть утверждены реестры объектов, не подлежащих отчуждению, объектов, отчуждаемых с соблюдением особого порядка, объектов, не подлежащих залогу и т. п.

Основания прекращения права собственности установлены ГК РФ. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества иным лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц (приватизация).

В муниципальном образовании должна быть разработана и принята Программа приватизации муниципального имущества. Это особенно актуально в связи с необходимостью приватизации до 1.01.2009 г. объектов, нахождение которых в муниципальной собственности не допускается. Программа приватизации должна быть построена таким образом, чтобы позволить максимально эффективно использовать полученные от приватизации средства на сохранение и развитие объектов муниципальной собственности, необходимых для осуществления задач местного самоуправления. Это требует согласования плана приватизации с проектом бюджета на очередной год, заблаговременной разработки проектно-сметной и иной документации на ремонт и создание объектов муниципальной собственности. местный самоуправление экономический муниципальный

Кроме того, приватизация объектов недвижимости (в т. ч. муниципальных организаций как имущественного комплекса) требует проведения оценки имущества и государственной регистрации имущественных прав муниципального образования до проведения приватизации. На проведение данных мероприятий в бюджете муниципального образования должны выделяться необходимые средства. Так как разовая акция по оценке и регистрации требует существенных затрат местных бюджетов, необходимо в процессе планирования приватизации согласовывать и сроки, и средства для оценки и регистрации подлежащих приватизации объектов. Подготовка к приватизации, обеспечивающая получение наибольшей выгоды (не только материальной, но и с точки зрения организации решения вопросов местного значения), требует также разработки комплекса мер, в т. ч. по системному исследованию и прогнозированию рынка имущества, выработке стратегии и тактики проведения приватизации, улучшению качества имущества, изучению возможных покупателей, конкурентных предложений, формированию спроса, рекламе.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи по экономической теории

Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами: ВТО возникла в результате развития неолиберальной глобализации. Образование этой организации и быстрый рос ...

Экономический эффект в виде увеличения прибыли и повышения ООО ТД Молис
Для эффективной работы современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей и информацион ...

Экономическое обоснование модернизации локально-вычислительной сети Выксунского филиала НИТУ МИСиС
На данный момент в связи с реорганизаций образовательных учреждений Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Националь ...