Объекты муниципальной собственности поселений

В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав (в т. ч. права собственности) относятся вещи (сюда включаются деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права), работы и услуги, информация, интеллектуальная собственность (как результат интеллектуальной деятельности и исключительные права на него), нематериальные блага. Применительно к муниципальной собственности данное перечисление, по существу, ограничивается первой категорией - это вещи (т.е. имущество), деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также имущественные права.

Если такие объекты собственности, как движимые и недвижимые вещи и деньги, как правило, не вызывают сложностей в понимании, то понять сущность имущественных прав бывает достаточно сложно. Имущественные права - это обеспеченные ценными бумагами, либо иными допустимыми законом способами права их обладателя на получение определенных имущественных благ. Имущественные права отличаются от собственно имущества тем, что представляют не саму вещь, а лишь определенное (производное) право на вещь или доход от ее использования. Чаще всего имущественные права выражаются в ценных бумагах. Например, если поселение является собственником акций, то ему принадлежат некие имущественные права, которые выражаются в праве на получение части прибыли от деятельности акционерного общества. Имущественными правами обладает правомерный владелец векселя, долговой расписки, облигации и т.п. Поселение имеет право на часть прибыли от использования имущества, переданного на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 295 ГК РФ) в размере, установленном уставом предприятия, либо решением собственника (муниципального образования). В этом смысле также можно говорить об имущественном праве поселения. хотя оно не оформляется ценной бумагой. Наконец, сами деньги могут выступать как в форме вещей (когда речь идет о наличных расчетах), так и в форме имущественных прав (запись на счетах).

До принятия ФЗ №131-ФЗ законодательством не вводилось ограничений на имущественные объекты, которые могут находиться в муниципальной собственности. С введением в действие в полном объеме названного Закона перечень объектов муниципальной собственности резко ограничится и будет зависеть от типа муниципального образования.

В муниципальной собственности поселений, в частности, в соответствии со ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» может находиться:

) прямо предусмотренное п. 2 ст. 50 имущество, предназначенное для решения установленных названным Законом вопросов местного значения поселений (например, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, освещения улиц населенных пунктов, дороги и транспортные сооружения в границах населенных пунктов, кроме отнесенных к собственности других субъектов; жилищный фонд социального назначения, библиотеки, имущество для сбора и вывоза ТБО и др.);

) имущество, предназначенное для осуществления отдельных переданных государственных полномочий в случаях, установленных законами РФ и субъектов РФ;

) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (к такому имуществу, например, относятся здания органов местного самоуправления, оргтехника, транспортные средства, могут быть отнесены общежития - специализированный жилой фонд - для муниципальных служащих, работников МУ И МУП и т.п.);

) имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами (например, имущество для проведения выборов, референдума и т.п.).

Имущество, не обеспечивающее исполнение функций местного самоуправления в соответствии с нормами законодательства, не можег сохраняться в муниципальной собственности. П. 5 ст. 50 Закона установил, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не относящееся к одной из категорий, перечисленных в п.п. 2-4 указанной статьи, названное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

В силу п. 4 части 8 ст. 85 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют отчуждение (в порядке. предусмотренном законодательством о приватизации) или перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на день вступления в силу данного закона, не соответствующего требованиям ст. 50 Закона и не переданного в федеральную собственность. Далее в отношении такого - имущества применяются нормы ст. 238 ГК РФ, предусматривающие, что имущество, которое не может принадлежать лицу в силу закона, должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на такое имущество, если законом не установлен иной срок.

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по экономической теории

Экономическая эффективность предприятия трубопроводного транспорта нефти
Выбранная тема актуальна, поскольку внимание к экономической эффективности предприятия в последние годы переходы к рыночной экономике возросла, а для любого предприятия эффективность стоит на первом м ...

Экономико-статистический анализ рынка печатных СМИ Великого Новгорода
Выбранная мною тема «Экономико-статистический анализ рынка печатных СМИ Великого Новгорода» весьма актуальна в наши дни. Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Вол ...

Эффективность использования трудовых ресурсов и пути ее повышения (на материалах ОАО Пинский мясокомбинат)
Для предприятия с позиции ведения его экономики далеко не безразлично, как и на каких условиях должно происходить удовлетворение его потребностей в рабочей силе, и как она должна использова ...