Способы выхода из депрессии и снижение перегретости в экономике. Антициклическая и антиинфляционная политика государства

Из представленных данных может сложиться впечатление, что на роль «технологической» отрасли претендует топливно-энергетический сектор, так как здесь самая высокая зарплата и доля в общем объеме производства находится на 2 месте после машиностроения. Но есть весьма важное ограничение - описанная выше модель предполагает, что технологическая отрасль может свободно принимать рабочую силу из нетехнологического сектора, но ТЭК представляет собой одним из самых капиталоемких, так как для привлечения рабочей силы необходимо предварительно сделать значительные инвестиции в отрасль, что в российских условиях, вполне естественно - сдерживающий фактором для роста занятости в этом секторе экономики. Из более чем 12 млн. рабочих, занятых в российской промышленности, в топливной работает менее 1 млн. чел. По объему производства две отрасли, топливная и электроэнергетика, составляют вместе более четверти от общего выпуска промышленности; в этих отраслях работает 15,5% от общего числа занятых в промышленности. На первый взгляд кривая Кузнеца не подходит для российской экономики, но наметившаяся не слишком значимая тенденция увеличения равенства показателей отраслей говорит об обратном.

К тому же, необходимо учесть, тот факт, что часть дохода, которая получает высокодоходная группа населения, укрывается, поэтому, не учитывается официальной статистикой. Как подчёркивает учебник «Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика» под редакцией А.В. Сидоровича, коэффициент Джини, который был получен на основе данных Госкомстата, скорее всего является заниженным. К тому же, надо так же учитывать, что рассматриваемый промежуток времени охватывает менее 10 лет, представляющий собой недостаточным для окончательных выводов. Здесь следует учитывать то, что любая теоретическая модель представляет собой лишь приближением реальности, так что необходимо более детально окинуть взор на структуру российской промышленности. Так как после 1990 г. изменились соотношения цен на продукцию различных отраслей промышленности: больше всего выросли цены на продукцию топливной промышленности (более 50 тыс. раз без учёта деноминации), цветной металлургии (почти в 44 тыс. раз), пищевой промышленности (40 тыс. раз), черной металлургии (более 35 тыс. раз). В среднем по промышленности цены за рассматриваемый промежуток выросли в 28,5 тыс. раз, а цены в машиностроении - в 21,3 тыс. раз, чем и можно объяснить такой перекос в сторону ТЭК в структуре промышленности. Снижение доли машиностроения уже не представляется таким значительным, а доля топливной промышленности выросла не так сильно, всего до 10% от общего объема. Более того, на рис. 2 видно, что в 1999 г. При этом доля топливной промышленности в общем производстве возросла, в отличии от кривой Кузнеца. Объяснение этому явлению состоит в том, что в 1999 г. значительно выросли цены на энергоносители, что и привело к росту доходов топливных компаний. Но в реальности доля топливной промышленности сократилась и прежде всего за счёт значительного роста машиностроения уже 25%.

Перейти на страницу: 1 2 


Другие статьи по экономической теории

Подборка публикаций в печатных изданиях о развитии экономики России
В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современно ...

Частная собственность как основа рыночной экономики
Многообразные потребности общества могут достаточно эффективно удовлетворяться лишь на основе равноправного сосуществования разных форм собственности. Наличие одновременно нескольких фо ...

Экономико-статистический анализ рынка печатных СМИ Великого Новгорода
Выбранная мною тема «Экономико-статистический анализ рынка печатных СМИ Великого Новгорода» весьма актуальна в наши дни. Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Вол ...