Анализ маркетинговой деятельности организации

Значение и задачи анализа маркетинговой деятельности. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. Оценка риска невостребованной продукции. Анализ рынков сбыта продукции. Анализ ценовой политики организации. Анализ конкурентоспособности организации.

Теоретические положения

Обязательными и необходимыми условиями достижения и сохранения самоокупаемости, самофинансирования организации в условиях и правилах рыночной экономики являются ориентация хозяйственной деятельности на потребителей производимой продукции и конкурентов, изменение структуры, ассортимента и качества товара в соответствии с часто изменяющейся рыночной конъюнктурой.

Прежде чем предприятие приступает к планированию объема производства, определению состава и количества производственных мощностей, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и какой стоимости оно будет реализовывать. Для этого нужно проанализировать следующие моменты:

спрос на продукцию;

выгодность рынков сбыта продукции;

емкость рынков сбыта;

наличие реальных и потенциальных конкурентов;

количество и категории возможных покупателей;

способность предприятия организовать производство по конкурентоспособной цене;

доступность материальных ресурсов, необходимых для производства соответствующих товаров;

наличие кадров с необходимой квалификацией и т.д.

Проанализировав данные моменты, можно с уверенностью планировать конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структуру. В результате выполнения производственных планов обеспечивается финансовая устойчивость предприятия, поэтому деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа.

Выделяют следующие основные задачи маркетингового анализа:

1) изучение платежеспособного спроса на продукцию;

2) исследование рынков сбыта;

) обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

) анализ и обобщение факторов, которые влияют на эластичность спроса;

) оценку степени риска невостребованной продукции;

) оценку конкурентоспособности продукции и поиск резервов, которые повышают ее уровень;

) разработку стратегии и тактики, методов и средств формирования спроса и увеличение объемов реализуемой продукции;

) оценку эффективности производства и сбыта продукции.

С помощью маркетинга осуществляется поиск новых емких рынков, новых потребителей, новых направлений в плане развития ассортимента продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию стабильную прибыль. Маркетинг является неким инструментом регулирования производства и сбыта, направляя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

При анализе новых видов продукции учитывают:

критерии и варианты оценки новых изделий: технические характеристики, упаковку, цену, сбыт и т.д.

анализ спроса на продукцию - это основа формирования портфеля заказов.

Размер портфеля заказов определяет:

производственную мощность предприятия;

степень использования производственных резервов предприятия в процессе его дальнейшей деятельности, эффективность финансово-хозяйственной жизни организации;

уровень себестоимости продукции;

финансовое состояние экономического субъекта.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

цена предлагаемого товара;

качественные характеристики товара;

уровень доходов покупателей;

потребительские предпочтения;

потребительские ожидания;

цены на сопряженные товары;

насыщенность рынка;

общеэкономические показатели:

а) ставка рефинансирования;

б) проценты ставки по вкладам (депозитам) населения;

политические факторы;

демографическая ситуация;

социально-культурные и др.

От рынков сбыта зависит объем продаж, средний уровень цен, выручка, сумма полученной прибыли и т.д. в первую очередь изучают динамику положения каждого вида продукции на рынках сбыта.

Емкость (объем) рынка - максимально возможный объем продаж определенного товара на определенном рынке в течение определенного периода времени.

Анализ риска невостребованной продукции. Факторы возникновения риска.

Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать её. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

1. Внешние (причины, которые не зависят от деятельности и продукции):

- неплатежеспособность потребителей;

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по экономической теории

Эффективность использования основных средств в ООО Аптечный дом НВ
Одним из важнейших факторов увеличения производства продукции на промышленных предприятиях является обеспечение их основными средствами в необходимом количестве, ассортименте, более пол ...

Экономико-статистический анализ внешней торговли Польши
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных эконом ...

Экономика труда
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения - сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости ...