Анализ маркетинговой деятельности организации

Значение и задачи анализа маркетинговой деятельности. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. Оценка риска невостребованной продукции. Анализ рынков сбыта продукции. Анализ ценовой политики организации. Анализ конкурентоспособности организации.

Теоретические положения

Обязательными и необходимыми условиями достижения и сохранения самоокупаемости, самофинансирования организации в условиях и правилах рыночной экономики являются ориентация хозяйственной деятельности на потребителей производимой продукции и конкурентов, изменение структуры, ассортимента и качества товара в соответствии с часто изменяющейся рыночной конъюнктурой.

Прежде чем предприятие приступает к планированию объема производства, определению состава и количества производственных мощностей, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и какой стоимости оно будет реализовывать. Для этого нужно проанализировать следующие моменты:

спрос на продукцию;

выгодность рынков сбыта продукции;

емкость рынков сбыта;

наличие реальных и потенциальных конкурентов;

количество и категории возможных покупателей;

способность предприятия организовать производство по конкурентоспособной цене;

доступность материальных ресурсов, необходимых для производства соответствующих товаров;

наличие кадров с необходимой квалификацией и т.д.

Проанализировав данные моменты, можно с уверенностью планировать конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структуру. В результате выполнения производственных планов обеспечивается финансовая устойчивость предприятия, поэтому деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа.

Выделяют следующие основные задачи маркетингового анализа:

1) изучение платежеспособного спроса на продукцию;

2) исследование рынков сбыта;

) обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

) анализ и обобщение факторов, которые влияют на эластичность спроса;

) оценку степени риска невостребованной продукции;

) оценку конкурентоспособности продукции и поиск резервов, которые повышают ее уровень;

) разработку стратегии и тактики, методов и средств формирования спроса и увеличение объемов реализуемой продукции;

) оценку эффективности производства и сбыта продукции.

С помощью маркетинга осуществляется поиск новых емких рынков, новых потребителей, новых направлений в плане развития ассортимента продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию стабильную прибыль. Маркетинг является неким инструментом регулирования производства и сбыта, направляя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

При анализе новых видов продукции учитывают:

критерии и варианты оценки новых изделий: технические характеристики, упаковку, цену, сбыт и т.д.

анализ спроса на продукцию - это основа формирования портфеля заказов.

Размер портфеля заказов определяет:

производственную мощность предприятия;

степень использования производственных резервов предприятия в процессе его дальнейшей деятельности, эффективность финансово-хозяйственной жизни организации;

уровень себестоимости продукции;

финансовое состояние экономического субъекта.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

цена предлагаемого товара;

качественные характеристики товара;

уровень доходов покупателей;

потребительские предпочтения;

потребительские ожидания;

цены на сопряженные товары;

насыщенность рынка;

общеэкономические показатели:

а) ставка рефинансирования;

б) проценты ставки по вкладам (депозитам) населения;

политические факторы;

демографическая ситуация;

социально-культурные и др.

От рынков сбыта зависит объем продаж, средний уровень цен, выручка, сумма полученной прибыли и т.д. в первую очередь изучают динамику положения каждого вида продукции на рынках сбыта.

Емкость (объем) рынка - максимально возможный объем продаж определенного товара на определенном рынке в течение определенного периода времени.

Анализ риска невостребованной продукции. Факторы возникновения риска.

Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать её. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

1. Внешние (причины, которые не зависят от деятельности и продукции):

- неплатежеспособность потребителей;

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по экономической теории

Повышение прибыли и снижение себестоимости продукции на предприятии
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализа ...

Экономическая деятельность туристического предприятия ООО Югзар
Туризм является одной из ведущих и наиболее развивающихся отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Быстрому его развитию способствует расширени ...

Экономический рост России
Богатство страны создается производительным трудом ее граждан. Секрет «экономического чуда» многих стран, добившихся благосостояния для своих народов, по сути, прост и вполне очевиден. Д ...