Анализ себестоимости

Анализ общей суммы затрат на производство продукции. Анализ затрат на рубль товарной продукции. Анализ себестоимости отдельных видов продукции. Анализ прямых материальных и трудовых затрат. Определение резервов снижения себестоимости продукции.

Теоретические положения

Себестоимость продукции - это сумма выраженных в денежном измерении затрат, связанных с производством и реализацией определенного объема и состава продукции.

Объекты анализа:

полная себестоимость товарной продукции как в целом, так и по элементам затрат;

затраты на рубль произведенной продукции;

себестоимость отдельных видов изделий;

статьи и элементы затрат;

затраты по центрам ответственности.

Источники информации - бухгалтерская, статистическая, оперативная отчетность.

Задачи анализа:

классификация затрат на производство и реализацию продукции;

изучение динамики себестоимости продукции;

определение влияния факторных показателей;

выявление резервов снижения себестоимости продукции;

оценка экономии (перерасхода) затрат на производство продукции.

Методы изучения себестоимости продукции - метод группировки, метод использования относительных и средних величин, метод цепных подстановок, метод корреляционного анализа, индексный, графический, алгебраический методы.

Элементы затрат - материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Основные статьи калькуляции:

сырье и материалы, возвратные отходы;

покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

топливо и энергия на технологические цели;

заработная плата производственных рабочих;

отчисления на социальные нужды;

расходы на подготовку и освоение производства;

общепроизводственные расходы;

общехозяйственные расходы; потери от брака;

прочие производственные расходы; коммерческие расходы.

Производственная себестоимость - это разность между полной себестоимостью и суммой коммерческих расходов.

Классификация затрат.

1. По возможности охвата планом: не планируемые, планируемые.

2. По периодичности возникновения: единовременные, текущие.

. По целесообразности расходования: непроизводительные (расходы, которые образуются по причинам, свидетельствующим о недостатках технологии и организации производства), производительные.

. По участию в производственном процессе: производственные (затраты, связанные с изготовлением товарной продукции), коммерческие (затраты, связанные с реализацией продукции).

. По способу отнесения на себестоимость: прямые (затраты, которые можно прямо отнести на соответствующий вид продукции), косвенные (затраты, связанные одновременно с производством нескольких видов продукции).

. По единству состава: комплексные (затраты, состоящие из нескольких экономических элементов), одноэлементные (затраты, которые не могут быть разложены на слагаемые).

. По отношению к объему производства: постоянные (затраты, величина которых не изменяется), переменные (затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объема выпущенной продукции).

. По отношению к производственному процессу: накладные (затраты, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством), основные (затраты, связанные изготовлением продукции).

Методы определения постоянных и переменных затрат.

. Алгебраический метод основан на анализе данных о двух точках объема производства в натуральном выражении и соответствующих или затратах;

) в = Z1 - Z2 / х1 - х2

где в - переменные затраты на одно изделие; x - объем производства продукции; Z -общая сумма затрат на весь выпуск продукции;

) а = Z1 - вх1 или а = Z2 - вх2,

где а - общая сумма постоянных затрат.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи по экономической теории

Экономика промышленного предприятия ООО Норд Стар
Я проходила преддипломную практику в ООО «Норд Стар». Целью прохождения практики в ООО «Норд Стар» явилось получение практических навыков в период освоения специальности. Задача ...

Экономическая эффективность предприятия трубопроводного транспорта нефти
Выбранная тема актуальна, поскольку внимание к экономической эффективности предприятия в последние годы переходы к рыночной экономике возросла, а для любого предприятия эффективность стоит на первом м ...

Экономическое обоснование проекта создания предприятия по производству музыкальных центров
На сегодняшний день имеются все условия для организации нового предприятия по производству изделия, но ни одно предприятие не рискнет начинать производство без составления бизнес-плана. ...