Практические рекомендации по совершенствованию организационной структуры

Для рационального построения организационной структуры необходимо применение целевого начала при разработке мероприятий по совершенствованию организации производства. Целью предприятия на данном этапе его развития является повышение эффективности деятельности предприятия, оцениваемой в показателях существенного увеличения объема доходов предприятия при рациональном увеличении затрат на персонал.

В этой связи можно сказать, что имеющаяся организационная структура не во всем подчинена указанной цели. К рациональной основе следует отнести выбор варианта организационной структуры, а именно структуры линейно-функционального типа. Эта организационная структура дает существенные перспективы для расширения производства в направлении его диверсификации. Попытки внедрения дивизионального, матричного подхода сталкиваются с трудностями практической реализации. Так, одно из российских диверсифицированных предприятий, осуществляющих одновременно производство обуви и текстиля - ОАО «Искож», попыталось внедрить матричную структуру. Конструкторы и дизайнеры обслуживали сразу несколько проектов по самым разным направлениям. Однако это привело к кризису, поскольку конструкторы и дизайнеры по отдельным проектам оказались неспособны обрабатывать массив информации о тенденциях рынка сразу по нескольким типам изделий.

Как было отмечено, для достижения целей предприятия необходимо развитие маркетинговой составляющей бизнеса.

Ключевой проблемой является нерациональная организация маркетинговой службы предприятия. На предприятии отдел маркетинга и сбыта включает двух человек, что совершенно нерационально для производственного предприятия.

Организационная структура службы маркетинга должны удовлетворять определенным требованиям, основными из которых являются: малое количество звеньев; содействие фирме в постоянном удовлетворении потребностей существующих и потенциальных покупателей; обеспечение развития творчества и инновационной деятельности сотрудников; гарантия быстрой адаптации производимых продуктов к требованиям рынка; содействие росту объемов продаж и снижению себестоимости. Совершенно очевидно, что служба маркетинга производственно-сбытовой фирмы, включающая в себя двух работников, совмещающих выполнение всех функций комплекса маркетинга, не способна не только удовлетворять вышеуказанным требованиям, но и просто качественно справляться с поставленными задачами.

Практика показывает, что организационная структура отдела маркетинга может иметь одну из следующих четырех ориентаций: 1) функциональную; 2) товарную; 3) региональную; 4) сегментную.

Функциональная организация - организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т.д.). Преимущества и недостатки такой структуры аналогичны преимуществам и недостаткам функциональных структур и были рассмотрены в данной работе выше. Однако, как показывает опыт деятельности предприятия, «местничество» отдельных служб можно успешно преодолевать на совещаниях.

Вкратце осветим и иные возможные варианты организации службы маркетинга.

Товарная ориентация. Для предприятий, производящих широкую номенклатуру товаров, реализуемых на относительно небольшом количестве рынков (или на большом количестве однородных рынков), наиболее предпочтительной считается организация работы отдела маркетинга на основе отдельных товаров или товарных групп (линий). Когда количество товаров становится чрезмерным с точки зрения восприятия их одним потребителем, возникает реальная опасность того, что некоторым товарам не будет уделено достаточного внимания.

Региональная ориентация по своей структуре аналогична товарной с той лишь разницей, что в ней за основу берется разделение не по товарам, а по рынкам. Такая организация отдела маркетинга считается предпочтительной при большом количестве и разнообразной географии рынков сбыта при условии, что номенклатура продукции не слишком велика или достаточно однотипна.

Ориентация на сегмент. Сегментная (направленная на покупателя) ориентация отдела маркетинга заключается в том, что внутри отдела организуются группы (секторы), отвечающие за работу с определенным сегментом потенциальных покупателей, независимо от того, на каком географическом рынке этот сегмент находится.

Очевидно, что условиям деятельности предприятия наиболее соответствует функциональная организация отдела маркетинга.

В рассматриваемой службе маркетинга необходимо создать четыре структурных подразделения.

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по экономической теории

Экономическая эффективность технологического процесса изготовления детали крышка подшипника
технологический экономический На всех этапах развития экономики основным ее звеном являлось предприятие. Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный п ...

Экономические циклы, их виды, влияние на различные отрасли экономики
Проблема. Экономическому развитию свойственны два основных типа движения во времени - необратимое, которое отражает трендовое или вековое движение экономики в направлении роста её ...

Экономическая эффективность мероприятий, направленных на техническое перевооружение действующего предприятия ОАО Хлебодар с целью увеличения суточной производительности на 5 тонн
Хлеб, как считают ученые, появился на земле свыше 15 тыс. лет назад. Впервые хлеб из теста стали выпекать египтяне, а 5-6 тыс. лет назад - греки и римляне. До наших дней в Риме сохранился 13-метровый ...