Об интенсивности использования ресурсов предприятия, способности получать доходы и приносить прибыль судят по показателям эффективности. Данные показатели отражают как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом. Устойчивая в финансовом отношении организация характеризуется стабильными или растущими показателями эффективности. Расчет показателей рентабельности представлен в таблице 12.
Таблица 12
Расчет показателей рентабельности
Показатель |
2010 |
2011 |
Изменение |
1.Выручка от продажи, млн. руб. |
4 985,00 |
5 463,00 |
478,00 |
2.Прибыль от продаж, млн. руб. |
951,00 |
1 259,00 |
308,00 |
3.Активы, млн. руб. |
4 149,50 |
4 962,50 |
813,00 |
4.Собственный капитал, млн. руб. |
1 507,00 |
1 679,00 |
172,00 |
5.Рентабельность продаж, % |
19,08 |
23,05 |
3,97 |
6.Рентабельность активов, % |
22,92 |
25,37 |
2,45 |
7.Рентабельность собственного капитала, % |
63,11 |
74,99 |
11,88 |
Коэффициент рентабельности активов показывает, что, по итогам 2010 года каждый рубль, вложенный в активы предприятия, принес 19,1 копеек прибыли. В 2010 году на каждый рубль активов стало приходиться на 2,45 копеек прибыли больше, чем в прошлом периоде. Это говорит об улучшении эффективности деятельности предприятия.
Коэффициент рентабельности продаж отражает изменения в политике ценообразования, способность предприятия контролировать свои затраты. Так, изменение цен в 2011 году привело к увеличению рентабельности продаж на 3,97 пункта до 23,05%.
Эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, в 2011 г. составила почти 75%, что является высоким значением.
В целом, можно отметить общее увеличение рентабельности в связи с существенными регулятивными изменениями отрасли, в частности ограничением наценки в дистрибьюторском и розничном сегментах. Положительным эффектом от реализованных мер можно считать увеличение прозрачности рынка и прогнозируемое сокращение объемов вторичной дистрибуции. Это может предоставить возможность национальным дистрибьюторам в обслуживании государственных закупок на уровне регионов.
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала и рентабельности активов представлена в таблице 13.
Таблица 13
Факторный анализ рентабельности активов и собственного капитала
Показатель |
Значение по периодам |
Изменение уровня показателя |
Влияние фактора на Рск | |
2010 |
2011 | |||
1. Рентабельность продаж |
19,08 |
23,05 |
3,97 |
13,13 |
2. Оборачиваемость активов |
1,20 |
1,10 |
-0,10 |
-6,38 |
Итого (рентабельность активов) |
22,92 |
25,37 |
2,45 |
2,45 |
3. Коэффициент финансовой зависимости |
2,75 |
2,96 |
0,20 |
5,13 |
Итого (рентабельность СК) |
63,11 |
74,99 |
11,88 |
11,88 |
Другие статьи по экономической теории
Экономическая теория предмет и метод
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВА
...
Экспресс–диагностика финансового состояния и разработка годового финансового плана развития СПК Племзавод Овцевод Марьяновского района
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности
производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения
достижений научно-технического прогр ...
Экономическая оценка деятельности общества с ограниченной ответственностью Трансмаркет
Основной целью производственной практики являлось закрепление в
производственных условиях теоретических знаний по курсу "Мировая
экономика" и смежных с ним дисциплин, приобрете ...