Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в разработке бизнес-плана и сметном планировании

В бизнес-плане определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. К основным целям разработки бизнес-плана относятся:

приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;

осуществление инвестиционных проектов;

реализация отдельных коммерческих операций;

эмиссия ценных бумаг;

определение перспектив развития фирмы;

реорганизационные мероприятия, применяемые для несостоятельных предприятий (банкротов);

финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

Бизнес-план - это категория рыночного хозяйствования. Он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства. Хорошо составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.

На рис. 2.1 дана схема бизнес-плана предприятия, а в табл. 2.1 - примерная структура и перечень задач анализа и оценки бизнеса.

Бизнес-план является технико-экономическим обоснованием коммерческого дела. Главный инструмент его разработки - сметное планирование.

Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период.

Рис. 2.1. Общая блок-схема бизнес-плана предприятия

Основные цели составления смет:

увязка текущих и перспективных планов;

координация действий различных подразделений предприятия;

детализация общих целей производства и доведение их до руководителей различных уровней ответственности;

управление и контроль за производством;

стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия;

определение будущих параметров хозяйственной деятельности;

периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.

При составлении смет используются различные методы:

нормативный;

расчетно-аналитический;

балансовый;

метод оптимизации;

метод моделирования.

Таблица 2.1

Примерный перечень разделов бизнес-плана, задач экономического анализа и оценки бизнеса

Название раздела

Содержание раздела

Задачи анализа и оценки

Титульный лист

Название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта; ссылка на секретность

 

Резюме (вводная часть)

Основные положения предполагаемого проекта; цель предлагаемого производства; новизна предлагаемой продукции; сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, сроках возврата кредитов

Анализ и оценка объёма продаж; анализ затрат; оценка риска; оценка прибыли

Товар (услуга)

Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защиты патентами, прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса

Оценка потребительских свойств товара: анализ товаров конкурентов; анализ цен и затрат на производство продукции

Рынок сбыта

Положение дел в отрасли; потенциальные потребители; рыночная конъюнктура

Оценка положения дел в отрасли; анализ темпов прироста по отрасли; анализ потенциальных потребителей; анализ рыночной конъюнктуры

Рынок сбыта

Положение дел в отрасли; потенциальные потребители; рыночная конъюнктура

Оценка положения дел в отрасли; анализ темпов прироста по отрасли; анализ потенциальных потребителей; анализ рыночной конъюнктуры

Конкуренция цен

Потенциальные конкуренты: оценка объемов производства и продаж, доходов, перспектив внедрения новых моделей, основных характеристик, уровня качества и дизайна продукции, политики

Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов); анализ цели, стратегии конкурентов; анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов

План маркетинга

Цены; каналы сбыта; реклама; прогноз новой продукции; ценообразование

Анализ состояния рынка; анализ изменения цен; анализ внешних и внутренних факторов; анализ эффективности рекламы; анализ сильных и слабых сторон фирмы

План производства

Производственный процесс (его описание); перечень базовых операций по обработке и сборке; поставке сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству); оборудование, здания, сооружения; трудовые ресурсы; затраты на производство продукции

Анализ сырья и материалов; анализ трудовых ресурсов; анализ затрат на производство продукции; анализ фондовооружённости; анализ себестоимости продукции

Оценка риска и страхование

Слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; меры профилактики рисков; программа самострахования и внешнего страхования от рисков

Анализ риска по источникам и причинам; анализ риска статистическим, экспертным и комбинированными методами

Финансовый план

Прогноз объёмов реализации; баланс денежных расходов поступлений; таблица доходов и затрат; сводный баланс активов и пассивов предприятий; график достижения безубыточности

Финансовый анализ деятельности предприятий; анализ баланса денежных расходов и поступлений; анализ безубыточности; анализ доходов и затрат; выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения

Стратегия финансирования

Определение величины и источников получения средств; обоснование полного возврата средств и получения доходов

Анализ средств по источникам; анализ платежеспособности предприятия; анализ сроков окупаемости вложений

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по экономической теории

Экономическая теория предмет и метод
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА ...

Повышение прибыли и снижение себестоимости продукции на предприятии
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализа ...

Экономика труда
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения - сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости ...