Взаимосвязь жизненного цикла изделия, техники, технологии и организационно-технологического уровня

Концепция жизненного цикла (ЖЦ) þ это классическая концепция экономической теории. Наиболее полно она представлена в маркетинге при изучении теории жизненного цикла товара (ЖЦТ), которая рассматривает динамику конкурентоспособности товара на рынке. Суть теории жизненного цикла заключается в том, что товар представляется как своего рода живой организм с присущими ему стадиями развития: зачатие - рождение - зрелость - старение - смерть. По аналогии с этим в жизненном цикле товара различают этапы разработки (часто этот этап не включают в ЖЦ, поскольку многие исследователи считают, что жизнь товара начинается с момента его выведения на рынок), выведения на рынок, роста, зрелости и упадка. Обычно концепцию жизненного цикла рассматривают применительно к товару (услуге), но она имеет смысл также для спроса, техники и технологии.

Классическая кривая ЖЦТ - это зависимость между объемом реализации товара и соответствующими периодами времени, отраженная в двухмерной системе координат, на оси х которой откладывается положительно текущее время, а на оси у - объемы продаж. В принятом в отечественной и зарубежной литературе стандарте кривая ЖЦТ разбивается на ряд характеризующих товар промежутков (обычно их пять), которым присваиваются соответствующие наименования. В большинстве случаев их называют «зарождение изделия», «внедрение на рынок», «освоение на рынке», «насыщение рынка» и «снижение продаж». Существует множество методов оценки потенциальной емкости рынка и составляющих его рыночных (или потребительских) сегментов, позволяющих довольно точно определить емкость спроса как для статических, так и для динамических моделей. Кривая ЖЦТ и является частным случаем такой модели.

Классическая концепция ЖЦТ применима как к товарам, так и к технологическим разработкам и используемой в производстве технике. Причем в прямой связи с этими жизненными циклами находится организационно-технический уровень предприятия. Поэтому важно, чтобы этап разработки нового товара совпал с этапом зрелости предыдущего. В этом случае предприятие обладает достаточными средствами и техническими мощностями, чтобы вкладывать их в новые проекты.

Итак, все виды товаров и услуг, техники и технологии имеют определенный ЖЦ. Различают ЖЦ продукции, отдельной компании и даже отрасли в целом, который, по сути, является суммарной величиной жизненных циклов соответствующей группы изделий-аналогов по физическим характеристикам или потребительскому назначению.

Успех маркетинговой деятельности предприятия зависит от степени согласованности различных стадий жизненных основных циклов, т. е. индивидуального жизненного цикла продукции и общего жизненного цикла отрасли в целом. Ситуация на рынке меняется на каждой стадии жизненного цикла и требует соответствующего изменения стратегии и тактики поведения предприятия на рынке. Смена стадий жизненного цикла отражается также на состоянии организационно- технического уровня развития предприятия.

В связи с вышесказанным необходимо обращать внимание на разработку и анализ жизненных циклов производимых предприятием изделий, разрабатываемых технологий и используемой техники, поскольку от этого в большой мере зависит устойчивость и жизнеспособность предприятия.

Но прежде чем говорить о концепции жизненных циклов изделий, техники и технологии, следует обратить внимание на концепцию, им предшествующую, теорию жизненного цикла «спрос-технологии».

Изменяющийся уровень потребности в каком-либо товаре описывается с помощью кривой ЖЦ спроса (см. рис. 3.3).

В своем развитии ЖЦ любой потребности проходит следующие стадии: внедрение (Е), ускоренный рост (G1), замедленный рост (G2), зрелость (М), спад (D). Если рассматривать ЖЦ потребности, например в вычислительном устройстве, то можно отметить, что в настоящее-время нельзя говорить о стадиях зрелости и спада. Напротив, потребность в производстве вычислений сегодня острее, чем когда-либо.

Как только потребность выявлена, она может быть удовлетворена с помощью новой разработки или новой технологии.

Рис. 3.3. Жизненный цикл продукта и цикл «спрос-технологии»

Так, потребность в вычислительном устройстве впервые была удовлетворена счетом на пальцах, счетами, позднее - логарифмической линейкой, арифмометром и уже затем портативными калькуляторами и компьютерами. Каждая последующая технология была более эффективной и полнее удовлетворяла имеющуюся потребность, чем предыдущая. Уровень потребности в новой технологии можно описать посредством кривой ЖЦ удовлетворения спроса с помощью технологии. На рис. 3.3 приведены кривые ЖЦ процесса удовлетворения потребности с помощью технологии, которые располагаются чуть ниже кривой ЖЦ спроса. Каждый ЖЦ процесса удовлетворения спроса проходит те же стадии: появления, ускоренного роста, замедленного роста, зрелости и спада. Форма продукта, призванного удовлетворять конкретную потребность в течение одного ЖЦ процесса, также может изменяться (например, процесс усовершенствования калькулятора или компьютера).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Другие статьи по экономической теории

Экономическое понятие собственности
В paзвитии челoвечеcкoй цивилизaции, экoнoмичеcкиx cиcтем, cтaнoвлении и paзвитии тoвapнoгo пpoизвoдcтвa pешaющую poль игpaет coбcтвеннocть. Для пеpеxoдa к pынoчнoй экoнoмике неoбxoд ...

Экономическая оценка деятельности общества с ограниченной ответственностью Трансмаркет
Основной целью производственной практики являлось закрепление в производственных условиях теоретических знаний по курсу "Мировая экономика" и смежных с ним дисциплин, приобрете ...

Экономика права
Теория права уже давно потеряла монополию на объяснение происхождения и функционирования правовой системы. Право как социальный феномен выступает в качестве объекта и предмета иссле ...