Анализ использования материальных ресурсов предприятия и состояния запасов

Поиск вариантов экономии и рационального использования материальных ресурсов составляет основное содержание анализа. Основные этапы анализа материальных ресурсов:

) оценка ресурсов на величину материальных расходов;

) анализ обеспеченности организации материальными ресурсами;

) оценка влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных расходов;

) анализ обоснованности норм расхода материальных ресурсов;

) обоснование оптимальной потребности в материальных ресурсах.

Источниками информации для анализа материальных ресурсов являются:

) форма статистической отчётности № 1 - «Основные сведения о деятельности предприятия»;

) сведения аналитического бухгалтерского учёта о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов;

) планы материально-технического снабжения;

) договоры на поставку сырья и материалов;

) ежемесячные отчёты и первичные документы производственных подразделений и организаций.

Общая характеристика материальных ресурсов предприятия может быть дана на основе анализа первичной отчетности прошлых периодов и на перспективу. В процессе анализа определяется общий расход материальных ресурсов по стоимости и отдельных видов материальных ресурсов в натуральном выражении. Далее ведется анализ фактического расхода конкретных материальных ресурсов. Основой такого анализа являются сборники рецептур в общественном питании, технологии закладки исходного сырья в пищевой и перерабатывающей промышленности, технологические схемы в металлургии, единые нормы и нормативы в строительстве и т. д.

Затем дается характеристика правильности использования материальных ресурсов. Материальные ресурсы должны использоваться в финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе производственной программы (в соответствии с технологическими схемами производства на основе утвержденной технической или иной документации).

Общая потребность в материальных ресурсах определяется исходя из норм их расхода на единицу продукции (работ, услуг) или на операцию, процесс. Различают использование материальных ресурсов в основном, вспомогательном и обслуживающем производстве (производственно-эксплуатационные расходы), в капитальном строительстве, для создания производственных запасов и резервов. Характеристика использования материальных ресурсов в производстве основана на анализе их фактического расхода по сравнению с нормативным, плановым. Такой анализ выполняется постоянно. Отклонение в ту или иную сторону тщательно анализируется.

Анализ использования материальных ресурсов обычно проводят на основе специальных материальных балансов. Для детального анализа использования материальных ресурсов разрабатываются материальные балансы по каждому виду ресурсов в натуральном или стоимостном выражении. Дадим характеристику основных материальных балансов.

Баланс топлива может составляться по всем видам топлива и по отдельным его видам в натуральном (условных единицах) и стоимостном выражении. Единицей условного топлива считается 1 кг топлива с теплотворной способностью 7000 Гкал. Существуют переводные коэффициенты всех видов топлива в условные единицы (уголь Кузнецкого угольного бассейна - 0,99; мазут топочный - 1,37; торф кусковой - 0,4; сланцы - 0,27). Цель составления данного баланса - определение возможностей взаимозаменяемости различных видов топлива и определение оптимальной структуры использования топливных ресурсов.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи по экономической теории

Экспорт капитала и распределение инвестиций
инвестиция Основой современной глобализации наряду с торговлей выступает международное движение капиталов, расширяющее трансграничное сотрудничество уже и на сферу производства и структу ...

Экономический эффект в виде увеличения прибыли и повышения ООО ТД Молис
Для эффективной работы современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей и информацион ...

Ценовая политика фирмы сущность и ее совершенствование
стратегия цена абсолют коммерческий Формирование ценовой стратегии является важной составной частью коммерческой деятельности организации. В условиях рыночной экономики успех любого предп ...