Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Себестоимостьпродукции - обобщающий показатель производственной деятельности организации, который зависит от объема выпуска продукции, потребляемых ресурсов и эффективности их использования. Эффективность использования отдельных видов ресурсов измеряется показателями материалоотдачи, фондоотдачи, производительности труда (выработки) и другими относительными показателями. Эффективность использования ресурсов в совокупности можно оценить с помощью показателя себестоимости единицы продукции или расходов на один рубль производимой продукции.

Объектом учета и анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдельных изделий, узлов и деталей, отдельных технологических процессов и операций.

Для организаций с массовым характером производства и узкой номенклатурой выпускаемых изделий объектом учета может быть деталь. В этом случае целесообразно проводить анализ себестоимости единицы продукции по видам изделий. При серийном производстве возрастает номенклатура, и невозможным становится подетальный учет и анализ затрат, поэтому изучаются затраты на типовое изделие или узел (на планово-учетную единицу). При единичном производстве объектом учета и анализа становится заказ.

Одним из направлений анализа себестоимости является анализ себестоимости единицы продукции или расходов на один рубль товарной продукции.

Независимо от типа и условий производства, себестоимость товарной продукции можно представить как сумму произведений себестоимости единицы продукции по каждому наименованию выпускаемой продукции и количества изделий, а объем товарной продукции - как произведение количества продукции по каждому изделию на соответствующие цены. Себестоимость 1 р. товарной продукции определяется по формуле

, (8.1)

где Ус - себестоимость 1 р. товарной продукции (уровень затрат); Qi - объем выпуска изделий в натуральных показателях i-го наименования из множества наименований n; ci - расходы или себестоимость одного изделия (единицы продукции) i-го наименования; pi - цена одного изделия i-го наименования; n - количество наименований изделий в номенклатуре продукции.

В свою очередь, объем выпуска продукции в натуральных показателях может быть представлен как произведение общего объема выпуска по сопоставимому перечню изделий на удельный вес соответствующего изделия в общем объеме выпуска:

. (8.2)

Тогда выражение (8.1) может быть преобразовано:

или . (8.3)

В свою очередь, на себестоимость изделий каждого наименования влияет величина затрат ресурсов каждого вида. Условно эту зависимость можно представить:

, (8.4)

где m - количество видов затрат, реализованного сырья и материалов; zj - величина затрат, ресурсов j-го вида; pj - цена за единицу ресурса j-го вида.

Таким образом, непосредственное влияние на изменение уровня расходов на 1 р. товарной продукции оказывают следующие четыре фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

структура выпуска продукции;

уровень расходов на производство единицы продукции;

цены и тарифы на потребляемые материальные ресурсы;

цены на продукцию.

На полную себестоимость, кроме перечисленных факторов, влияет объем выпуска продукции. Факторы первого и других порядков, влияющие на полную себестоимость и уровень затрат. Объем выпущенной продукции влияет на совокупную себестоимость всей товарной продукции, но при изучении уровня затрат этот показатель не учитывается.

Каждый из факторов, находящихся в детерминированной взаимосвязи с уровнем расходов, отражает действие множества объективных и субъективных, внешних и внутренних условий организации производства и продажи готовой продукции. Уровень расходов, пересчитанный в сопоставимые цены, по видам (прямым материальным, прямым трудовым, накладным) отражает эффективность использования определенных ресурсов и характеризуется как ресурсоемкость выпуска продукции или конкретного изделия.

Для изучения взаимосвязи показателей, составляющих факторную систему, на первом этапе целесообразно рассмотреть влияние таких факторов на себестоимость единицы продукции, как:

структура выпуска;

цена на ресурсы;

удельная величина расходов на единицу выпуска.

Удельная величина расходов на единицу выпуска продукции характеризует ее ресурсоемкость.

Затраты необходимо пересчитать в сопоставимые цены. Материальные расходы, которые могут быть выражены в натуральных единицах, пересчитываются в сопоставимые цены умножением натурального показателя расходов за отчетный период на плановые (или базисные) цены. Расходы, которые учитываются только в стоимостной форме, пересчитываются в сопоставимые цены с помощью предварительно рассчитанных индексов отдельных статей или видов расходов.

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по экономической теории

Экономика, организация и планирование на предприятии деревообрабатывающей промышленности
Цель при разработке курсовой работы по курсу “Менеджмент и маркетинг предприятия” состояла в углублении и закреплении знаний по экономике, организации и планированию на предприятиях, ов ...

Экономическая эффективность внедрения программы машинного документирования
С развитием рыночной экономики предприятие стало заинтересовано в получении прибыли. Прибыль может быть получена в случае, когда представленные товары (программа или служба) являются конкурентоспособн ...

Экономические показатели деятельности предприятия
В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном ме ...