Пути и направления экономического роста

Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поддержание стабильных темпов экономического роста и повышение на этой основе благосостояния населения страны. Это обуславливает исключительное положение данного показателя в системе прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития республики и определяет актуальность исследований, посвященных выявлению закономерностей формирования конечного потребления, изучению механизма его влияния на макроэкономику, количественной оценке степени воздействия потребительских расходов институциональных единиц на темпы роста ВВП, что позволяет более аргументировано обосновывать на перспективу динамику основных макроэкономических показателей, пропорций и имеет важное значение для выработки мер государственной политики, направленных на стимулирование экономического роста в стране.

Наиболее простое определение и исчисление экономического роста связано с крупнейшим показателем национальных счетов - ВВП (или ВНП) в реальном, то есть очищенном от инфляции, выражении.

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это общая стоимость или сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.

В январе-феврале 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 68,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-февралем 2011 г. в сопоставимых ценах на 3%. Прогнозом на 2012 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 предусмотрен его рост на 5-5,5%.

Таблица 2.1 - Динамика производства валового внутреннего продукта

В текущих ценах, млрд. руб.

В % к соответствующему периоду предыдущего года

индекс физического объема

индекс-дефлятор

2011г. Январь Январь-Февраль I квартал II квартал III квартал IV квартал Январь-декабрь 2012г. Январь Январь-Февраль

12 874,9 26 169,9 42 259,0 58 271,1 78 704,0 95 048,0 274 282,1 34 327,4 68 206,2

109,9 110,1 110,9 111,4 101,9 100,0 105,3 103,6 103,0

121,5 121,6 121,7 137,8 159,0 203,8 158,4 257,9 253.0

Существует три способа исчисления ВВП: 1) по добавленной стоимости (производственный метод); 2) по расходам (метод конечного использования); 3) по доходам (распределительный метод).

При расчете ВВП первым методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость - это разность между валовым выпуском произведенной продукции и суммой, уплаченной за приобретенное сырье, материалы и т.п. (т.е. за промежуточную продукцию).

Таблица 2.2 - Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по основным видам экономической деятельности

I квартал 2012г.

Справочно январь-февраль 2011г.

млрд. руб.

в % к ВВП

млрд. руб.

в % к ВВП

Валовый внутренний продукт в том числе: сфера производства из нее: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство горнодобывающая промышленность обрабатывающая промышленность производство и распределение электроэнергии, газа и воды строительство сфера услуг из нее: торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования транспорт и связь чистые налоги на продукты

105 581,1 49 176,8 4 036,9 1 332,3 34 702,0 3 353,1 5 689,2 45 469,4 14 158,8 8 360,9 10 934,9

100 46,6 3,8 1,3 32,9 3,2 5,4 43,1 13,4 7,9 10,3

42 259,0 17 207,9 1 436,5 452,0 10 719,1 1 380, 3 194,0 20 486,0 6 321,0 2 237,7 4 565,1

100 40,7 3,4 1,1 25,3 3,3 7,5 48,5 15,0 8,6 10,8

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Другие статьи по экономической теории

Экономико-статистический анализ внешней торговли Польши за 2001-2008 годы
Как известно, мировое сообщество уже достаточно давно начало проводить статистические исследования в области внешнеторговой деятельности. Подобные исследования понадобились странам для ...

Экономический рост сущность, тенденции, проблемы. Экономический рост в Республике Беларусь
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Как определить вклад каждого из факторов произ ...

Экономика, организация и планирование на предприятии деревообрабатывающей промышленности
Цель при разработке курсовой работы по курсу “Менеджмент и маркетинг предприятия” состояла в углублении и закреплении знаний по экономике, организации и планированию на предприятиях, ов ...