Обзор рынка молочной продукции России и Омской области

Насыщенность данного рынка сбыта устанавливается достижением высокого уровня потребления молока и молочных продуктов на душу населения.

Рассматривая этот показатель отдельно в Сибирском федеральном округе и в целом по Российской Федерации, можно отметить, что Омская область занимает одно из лидирующих мест.

Так, если в целом по стране потребление этой продукции в 2007 году составило 228 кг на душу населения в год, то в Омской области оно достигло 352 кг. Динамика потребления молока и молочной продукции представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Динамика потребления молока и молочной продукции

Как бы то ни было, уровень потребления молока и молочной продукции в Омской области как всегда ниже физиологической нормы потребления, которая составляет 389 кг в год. Это говорит о том, что в целом еще остается потенциал для развития рынка при помощи применения наиболее агрессивных инструментов маркетинга и противодействия товарам-заменителям. В период с ноября по декабрь 2008 года Инновационной бизнес группой «Фабрика BTL» было проведено маркетинговое исследование омского рынка молока и молочных продуктов[1,с. 39].

Целью исследования был анализ предпочтений потребителей в отношении традиционных молочных продуктов. Под традиционными в данном случае подразумеваются наиболее распространенные и привычные для покупателя молочные и кисломолочные продукты: молоко, сметана, кефир и сливочное масло. Каждый день эту продукцию приобретают 34,6% опрошенных. Приблизительно такая же доля респондентов - 35% - приобретают ее 2-3 раза в неделю.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что традиционные молочные продукты в Омске являются часто потребляемыми и входят в повседневный рацион почти каждой семьи. Нужно отметить некоторые тенденции в предпочтениях покупателей по месту покупки молочных товаров. За несколько лет увеличилось количество покупателей, которые приобретают данную продукцию в крупных сетевых супермаркетах.

На сегодня этот формат трейдинга пользуется у омичей наибольшей

популярностью - его выбирают 41,8% покупателей. Предпочтение потребителей представлено на рис. 1.2.

Рис. 1.2 Предпочтения потребителей по месту покупки молока и молочной продукции

Вместе с тем как всегда высоким остается процент потребителей, приобретающих молочную продукцию в торговых точках, находящихся на рынке эти предприятия розницы предпочитают 14,3% опрошенных. Такой выбор в большей степени обусловлен тем, что горожане часто отдают предпочтение молочной продукции домашнего изготовления, большей частью это сметана и творог, которые можно купить на рынке.

Следовательно, несмотря на насыщенность омского рынка молочных продуктов, изготовители не всегда могут предложить то качество товара, которое нужно покупателю. В итоге, изготовители теряют определенную долю на рынке. Показательным является тот факт, что на вопрос об основных моментах, на которые местным товаропроизводителям молочной продукции нужно обратить особое внимание, 54% респондентов отметили улучшение качества выпускаемой продукции. В ходе маркетингового исследования были рассмотрены такие факторы, за счет которых формируется выбор потребителей, как объем упаковки товара и степень жирности молочной продукции.

Анализ предпочтений потребителей по объему упаковки молока еще раз показал, что это семейный продукт, 78% потребителей предпочитают покупать его в литровых упаковках. Наиболее популярным является молоко жирностью 2,5% - его выбирают 33,1% опрошенных. С небольшим отставанием следует продукция с содержанием молочного жира 3,2% - 28,8% ответов. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что покупатель удовлетворен продукцией средней степени жирности - молоко жирностью 1,5% приобретают только 8-9 человек из 100. Что касается сметаны, то самым большим спросом пользуется упаковка 250 гр, ее отметили 53% респондентов. По поводу предпочтений по уровню жирности сметаны мнения потребителей разделились приблизительно поровну: 47 человек из 100 приобретают сметану жирностью 30%, а 53 человека - жирностью 20%.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи по экономической теории

Экономическое обоснование проекта создания предприятия по производству музыкальных центров
На сегодняшний день имеются все условия для организации нового предприятия по производству изделия, но ни одно предприятие не рискнет начинать производство без составления бизнес-плана. ...

Экономико-статистический анализ внешней торговли Польши за 2001-2008 годы
Как известно, мировое сообщество уже достаточно давно начало проводить статистические исследования в области внешнеторговой деятельности. Подобные исследования понадобились странам для ...

Экономическое обоснование работы оборудования цеха централизованного ремонта филиала Производство полиметалловОАО Уралэлектромедь
Экономика - хозяйственная деятельность общества , а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства , распределения, обмена и потребления. Сердцевину любой эк ...