Обзор рынка молочной продукции России и Омской области

Насыщенность данного рынка сбыта устанавливается достижением высокого уровня потребления молока и молочных продуктов на душу населения.

Рассматривая этот показатель отдельно в Сибирском федеральном округе и в целом по Российской Федерации, можно отметить, что Омская область занимает одно из лидирующих мест.

Так, если в целом по стране потребление этой продукции в 2007 году составило 228 кг на душу населения в год, то в Омской области оно достигло 352 кг. Динамика потребления молока и молочной продукции представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Динамика потребления молока и молочной продукции

Как бы то ни было, уровень потребления молока и молочной продукции в Омской области как всегда ниже физиологической нормы потребления, которая составляет 389 кг в год. Это говорит о том, что в целом еще остается потенциал для развития рынка при помощи применения наиболее агрессивных инструментов маркетинга и противодействия товарам-заменителям. В период с ноября по декабрь 2008 года Инновационной бизнес группой «Фабрика BTL» было проведено маркетинговое исследование омского рынка молока и молочных продуктов[1,с. 39].

Целью исследования был анализ предпочтений потребителей в отношении традиционных молочных продуктов. Под традиционными в данном случае подразумеваются наиболее распространенные и привычные для покупателя молочные и кисломолочные продукты: молоко, сметана, кефир и сливочное масло. Каждый день эту продукцию приобретают 34,6% опрошенных. Приблизительно такая же доля респондентов - 35% - приобретают ее 2-3 раза в неделю.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что традиционные молочные продукты в Омске являются часто потребляемыми и входят в повседневный рацион почти каждой семьи. Нужно отметить некоторые тенденции в предпочтениях покупателей по месту покупки молочных товаров. За несколько лет увеличилось количество покупателей, которые приобретают данную продукцию в крупных сетевых супермаркетах.

На сегодня этот формат трейдинга пользуется у омичей наибольшей

популярностью - его выбирают 41,8% покупателей. Предпочтение потребителей представлено на рис. 1.2.

Рис. 1.2 Предпочтения потребителей по месту покупки молока и молочной продукции

Вместе с тем как всегда высоким остается процент потребителей, приобретающих молочную продукцию в торговых точках, находящихся на рынке эти предприятия розницы предпочитают 14,3% опрошенных. Такой выбор в большей степени обусловлен тем, что горожане часто отдают предпочтение молочной продукции домашнего изготовления, большей частью это сметана и творог, которые можно купить на рынке.

Следовательно, несмотря на насыщенность омского рынка молочных продуктов, изготовители не всегда могут предложить то качество товара, которое нужно покупателю. В итоге, изготовители теряют определенную долю на рынке. Показательным является тот факт, что на вопрос об основных моментах, на которые местным товаропроизводителям молочной продукции нужно обратить особое внимание, 54% респондентов отметили улучшение качества выпускаемой продукции. В ходе маркетингового исследования были рассмотрены такие факторы, за счет которых формируется выбор потребителей, как объем упаковки товара и степень жирности молочной продукции.

Анализ предпочтений потребителей по объему упаковки молока еще раз показал, что это семейный продукт, 78% потребителей предпочитают покупать его в литровых упаковках. Наиболее популярным является молоко жирностью 2,5% - его выбирают 33,1% опрошенных. С небольшим отставанием следует продукция с содержанием молочного жира 3,2% - 28,8% ответов. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что покупатель удовлетворен продукцией средней степени жирности - молоко жирностью 1,5% приобретают только 8-9 человек из 100. Что касается сметаны, то самым большим спросом пользуется упаковка 250 гр, ее отметили 53% респондентов. По поводу предпочтений по уровню жирности сметаны мнения потребителей разделились приблизительно поровну: 47 человек из 100 приобретают сметану жирностью 30%, а 53 человека - жирностью 20%.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи по экономической теории

Экономическое обоснование работы оборудования цеха централизованного ремонта филиала Производство полиметалловОАО Уралэлектромедь
Экономика - хозяйственная деятельность общества , а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства , распределения, обмена и потребления. Сердцевину любой эк ...

Экономика производства зерна в СПК им. Академика Самарина
зерно производство продажа Решающее значение для подъема всех отраслей хозяйства имеет наращивание производства зерна. Зерновое производство было и остается самым «денежным» и выполняет ...

Подборка публикаций в печатных изданиях о развитии экономики России
В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современно ...