Проблемы и перспективы развития молочного рынка России

Вторая серьезная проблема - деградация сельскохозяйственного производства. Третья проблема - равнодушие государства. В любой развитой стране распространенной формой опосредованной поддержки молочного бизнеса со стороны государства являются социальные программы - например, организация питания инвалидов, раздача молока школьникам.

В нашей стране таких программ нет. Что касается потребления молока и молочных продуктов, то до 1990 года оно находилось на уровне, близком к установленным медицинским нормам, - 386 кг на человека в год. После развала СССР потребление молочных продуктов начало неуклонными темпами снижаться и достигло своего минимума в 1999 году - 215 кг на душу населения. С 2001 года наметился небольшой рост потребления молочных продуктов.

В настоящее время мы ежегодно потребляем около 230 кг молочных продуктов на душу населения. При этом по культуре потребления молока Россия может быть сравнима со странами Северной Европы, где норма составляет примерно 370-380 кг на душу населения. В Скандинавии, например, потребление молочных продуктов превышает 500 кг на душу населения, среднестатистический француз потребляет 440 кг.

Абсолютным лидером потребления в России является питьевое молоко (23 кг на человека в год), на втором месте - кисломолочные продукты (8,6 кг), на третьем - сыры (3,3 кг), четвертую строчку занимает сливочное масло (2,4 кг). При этом самый продаваемый продукт - кефир. Ежегодно на 40-50% растет спрос на йогурты с кусочками фруктов, так же активно завоевывают позиции молочно-соковые коктейли.

Из традиционных сегментов хороший рост показывают сыры (твердые и плавленые) - на 15% в год, творожные продукты - на 10-12% в год. Что касается моды на обезжиренные продукты, то она в России закончилась ничем: их продажи остаются на очень низком уровне[1,с. 52].

Основные проблемы, мешающие поступательному развитию пищевой промышленности, следующие:

. Финансовая. Сохраняется достаточно большое количество финансово-неустойчивых предприятий, имеющих старые долги перед различными фондами и бюджетами различных уровней, что препятствует получению кредитов не только на развитие производства, но и на его поддержание; отсутствует действенный механизм банковской системы кредитования. В связи с ростом цен на энергоносители, сырье, ростом транспортных тарифов увеличиваются издержки производства, что в свою очередь ведет к повышению цен на отечественные продовольственные товары, к замедлению темпов роста прибыли.

. Законодательная. Для развития пищевой промышленности важна роль и оперативность действий законодательных органов власти по внесению соответствующих поправок, изменений и дополнений в действующие федеральные законы и принятие новых. К сожалению, в настоящее время взаимоотношение государства и бизнеса строится без согласованной и обоснованной системы норм, правил и процедур, при этом новые законодательные акты зачастую запаздывают. Неадекватное и постоянно меняющееся законодательство сдерживает развитие пищевой промышленности и привлечение инвестиций в АПК России. Отсутствие стабильной законодательной базы усугубляется непродуманной практикой внесения поправок в действующие законодательные акты. Так, нередко для решения сиюминутной проблемы вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи по экономической теории

Экономический анализ деятельности предприятия
Финансовая диагностика - это выявление симптомов, свидетельствующих о возможных ухудшениях финансовой ситуации, об отклонениях, которые могут повлиять на предприятие, помешать достижению цели и решени ...

Анализ экономической эффективности деятельности ООО Московские деликатесы
Розничная торговля является одной из наиболее значимых стратегических сфер экономики по продаже товаров в стране. Тема приобретает большую актуальность в связи с принятием федерального з ...

Экономика предприятия ИП Дубровина О.Г.
Главной целью любого предприятия является получение прибыли. В экономике организации выделяется три фактора, которые могут обеспечить производство - это труд (рабочие), земля (место, гд ...