Разработка стратегии развития автономного учреждения

В силу отсутствия сложившегося опыта в системе высшего профессионального образования, незавершенности нормативно-правого регулирования деятельности федеральных автономных образовательных учреждений на данном этапе в полном объеме оценить преимущества и риски перехода в форму автономного учреждения достаточно сложно. В данной ситуации, на первый взгляд руководству и коллективу образовательного учреждения, целесообразно рассматривать вопрос об изменении типа учреждения после того, как определенный опыт перехода и деятельности сложится. С другой стороны, переход в автономное учреждение «в первых рядах» может дать дополнительные бонусы, например финансовую поддержку со стороны учредителя мероприятий по переходу в форму автономии, учет предложений инициаторов по их количественному и персональному составу и т.п.

В любом случае возможные риски и преимущества перехода в форму автономного учреждения или сохранения формы бюджетного учреждения требуют детального анализа. Не случайно законодатель предусмотрел и возможность обратного перехода из автономного учреждения в бюджетное в таком же порядке.

Итак, рассмотрим основные риски учреждения в статусе автономного.

. Незавершенность нормативно-правого регулирования по основным направлениям деятельности автономного учреждения:

- изменения в законодательстве в части возможности для автономных учреждений заниматься предпринимательской деятельностью может на практике привести к «платности услуг для населения», создать возможности для необоснованной, или даже «спровоцированной» приватизации «слабых» образовательных учреждений;

- недостаточная правовая проработка вопросов взаимодействия представителей заказчиков образовательных услуг и наблюдательного совета;

- необходимость укрепления правовых рамок для выстраивания партнерских взаимоотношений между родственными образовательными структурами.

Мероприятия по минимизации риска

Активизации работы образовательного сообщества в законотворческой деятельности по нормативно-правовому регулированию деятельности автономного учреждения, посредством инициативных разработок необходимых документов и широкого обсуждения существующей законодательной базы и практики работы автономного учреждения.

. Снижение уровня доступности и качества образовательных услуг в результате ослабления оперативного контроля за деятельностью автономных учреждений со стороны государственных органов. Соответственно, учредитель не сможет получать оперативной информации о работе организации и при его неэффективном управлении своевременно реагировать на негативные тенденции.

Мероприятия по минимизации риска

Для своевременной и достоверной оценки работы автономного учреждения целесообразно разработать:

- методологию оценки работы автономного учреждения в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, в состав которой войдут критерии оценки качества предоставляемых услуг;

- ключевые показатели эффективности работы автономного учреждения, которые войдут в систему планирования, контроля и анализа за работой автономного учреждения;

- формы управленческой отчетности по оценке работы автономного учреждения;

- регламент по формированию, анализу и контролю за ключевыми показателями эффективности работы автономного учреждения.

Таким образом, цепочка «критерии качества - ключевые показатели эффективности - система планирования, контроля и анализа» позволит учредителю, руководству учреждения и потребителям услуг объективно оценивать работу автономного учреждения и своевременно принимать решения по управлению образовательным учреждением и системой образования региона в целом

Финансово-экономические риски.

. Риски в правоприменительной практике. Процесс перевода бюджетных учреждений образования в автономные учреждения может принимать «административно-распорядительный» характер (например, Республика Татарстан, Приморский край). Другими словами, перевод планируется осуществлять по инициативе органов исполнительной власти субъекта РФ, в отношении учреждений образования субъекта РФ.

Особую тревогу у представителей учебных учреждений вызывают намеченные сроки реализации переводов. По их мнению, процесс должен носить более мягкий, экспериментальный характер, поскольку на сегодняшний день больше проблемных зон, нежели отлаженных механизмов.

Мероприятия по минимизации риска

Разработка региональных программ по переводу государственных образовательных учреждений в автономное учреждение, а также соответствующих нормативных - правовых и методических - рекомендаций. Их широкое профессиональное и общественное обсуждение.

. Кадровые риски.

Реальный риск для автономных учреждений заключается в основном в больших организационных и профессиональных издержках, связанных с организацией процесса перевода и с работой в новых условиях.

Отмечена неподготовленность специалистов как органов исполнительной власти субъектов РФ (управленцы, юристы, финансисты, бухгалтеры), так и коллективов образовательных учреждений к работе в новых организационно-правовых и хозяйственно-финансовых условиях деятельности АУ.

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по экономической теории

Экономика предприятия ЗАО Черногорский Искож Регенерат
Период прохождения преддипломной практики в на ЗАО "Черногорский Искож Регенерат" - с 01.08.2011г. по 01.09.2011г. За время прохождения практики была изучена деятельность, как ...

Эффективность использования трудовых ресурсов и пути ее повышения (на материалах ОАО Пинский мясокомбинат)
Для предприятия с позиции ведения его экономики далеко не безразлично, как и на каких условиях должно происходить удовлетворение его потребностей в рабочей силе, и как она должна использова ...

Особенности развития экономики в Северных районах Российской Федерации
Особенности северных районов, обусловленные наличием стратегических сырьевых ресурсов, монополизированностью рынков, требованиями особой надежности инфраструктурных систем жизнеобеспечен ...