В развитии классической политической экономии можно выделить 4 этапа.
Первый этап. Начальная стадия первого этапа приходится на конецXVII-началоXVIII в., когда в Англии благодаря творчеству У. Петти и во Франции с появление трудов П. Буагильбера стали формироваться признаки учения альтернативного меркантилизму. В трудах этих авторов были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг, ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создания национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.
Следующая стадия первого этапа связана с периодом середины и начала второй половины XVIII в., когда с появлением физиократизма - специфического течения в рамках классической школы - меркантилистская система подверглась более глубокой критике. Физиократы (Ф. Кенэ и А. Тюрго) значительно продвинули экономическую науку, обозначив новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий.
На первом этапе ни один представитель классической политической экономии не смог достичь углубленной проработки теоретических проблем эффективного развития как промышленного производства, так и фермерского хозяйства. [4, стр.80]
Второй этап. Временной отрезок этого периода развития «классической школы» целиком и полностью связан с именем и творчеством великого ученого-экономиста Адама Смита (1723-1790).Наиболее значительное достижение экономической науки последней трети XVIII века - его гениальное творение «Богатство народов» (1776). Его «экономический человек», «невидимая рука» на столетия убедили в естественном порядке и объективности действующих экономических законов вне зависимости от воли и сознания людей. До Кейнса экономисты верят в неопровержимость положения о «laissezfaire»- полного невмешательства правительственных предписаний в свободную конкуренцию.
Третий этап.Хронологические рамки этого этапа охватывают практически всю первую половину XIX века, в течении которой в развитых странах мира (Англия, Франция) состоялся переход от мануфактурного производства к заводам и фабрикам. В этот период наибольший вклад в развитие классической школы внесли ученики и последователи А. Смита англичане Д. Рикардо (1772-1823), Т. Мальтус (1766-1834) и Н. Сениор., французы Ж.Б. Сей (1767-1832), Ф. Бастиа и д.р. Каждый из них оставил в истории экономической мысли довольно заметный след.[3,стр21]
Четвертый этап - вторая половина XIX века, на котором доминировали трудыДж.С. Милля и К. Маркса. Они обобщили лучшие достижения «классической школы». В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории», но последние лидеры классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность, словами П. Самуэльсона «симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму и реформам».
Другие статьи по экономической теории
Анализ использования трудовых ресурсов предприятия, оптимизация их структуры
Сегодня
для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически
перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.
Каждое предприятие отвеча ...
Экономический анализ результатов деятельности предприятия
Знание теоретических основ функционирования экономики предприятия и владение навыками практического проведения экономического анализа результатов деятельности предприятия являются необходимыми условия ...
Расчет технико-экономических показателей ТЭЦ
В
результате изучения дисциплины «Экономика отрасли», предусмотренной
требованиями ГОСТ средне - профессионального образования, программой по
подготовке выпускников по специальности 100 ...