Этапы развития классической политической экономии

В развитии классической политической экономии можно выделить 4 этапа.

Первый этап. Начальная стадия первого этапа приходится на конецXVII-началоXVIII в., когда в Англии благодаря творчеству У. Петти и во Франции с появление трудов П. Буагильбера стали формироваться признаки учения альтернативного меркантилизму. В трудах этих авторов были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг, ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создания национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.

Следующая стадия первого этапа связана с периодом середины и начала второй половины XVIII в., когда с появлением физиократизма - специфического течения в рамках классической школы - меркантилистская система подверглась более глубокой критике. Физиократы (Ф. Кенэ и А. Тюрго) значительно продвинули экономическую науку, обозначив новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий.

На первом этапе ни один представитель классической политической экономии не смог достичь углубленной проработки теоретических проблем эффективного развития как промышленного производства, так и фермерского хозяйства. [4, стр.80]

Второй этап. Временной отрезок этого периода развития «классической школы» целиком и полностью связан с именем и творчеством великого ученого-экономиста Адама Смита (1723-1790).Наиболее значительное достижение экономической науки последней трети XVIII века - его гениальное творение «Богатство народов» (1776). Его «экономический человек», «невидимая рука» на столетия убедили в естественном порядке и объективности действующих экономических законов вне зависимости от воли и сознания людей. До Кейнса экономисты верят в неопровержимость положения о «laissezfaire»- полного невмешательства правительственных предписаний в свободную конкуренцию.

Третий этап.Хронологические рамки этого этапа охватывают практически всю первую половину XIX века, в течении которой в развитых странах мира (Англия, Франция) состоялся переход от мануфактурного производства к заводам и фабрикам. В этот период наибольший вклад в развитие классической школы внесли ученики и последователи А. Смита англичане Д. Рикардо (1772-1823), Т. Мальтус (1766-1834) и Н. Сениор., французы Ж.Б. Сей (1767-1832), Ф. Бастиа и д.р. Каждый из них оставил в истории экономической мысли довольно заметный след.[3,стр21]

Четвертый этап - вторая половина XIX века, на котором доминировали трудыДж.С. Милля и К. Маркса. Они обобщили лучшие достижения «классической школы». В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории», но последние лидеры классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность, словами П. Самуэльсона «симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму и реформам».


Другие статьи по экономической теории

Особенности реформирования рыночных структур и новых форм управления
Начало XXI в. характеризуется активным процессом становления новой российской государственности, адекватным современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственно ...

Экономическая эффективность предприятия трубопроводного транспорта нефти
Выбранная тема актуальна, поскольку внимание к экономической эффективности предприятия в последние годы переходы к рыночной экономике возросла, а для любого предприятия эффективность стоит на первом м ...

Экспериментальные исследования экономического поведения Д. Каннемана и В. Смита
В 2002 году Нобелевская премия в области экономики была присуждена двум американским ученым: психологу Даниэлю Канеману и экономисту Вернону Смиту. Объединило работы этих двух очень раз ...