Российский рынок аккумуляторов

Активной массой положительного электрода обычной автомобильной батареи служит двуокись свинца, отрицательного - чистый свинец, а электролитом - водный раствор серной кислоты. При разряде батареи активные массы преобразуются в сульфат свинца. Кислота активно расходуется и выделяются молекулы воды. При заряде происходит обратный процесс. Решетки электродов, удерживающие активную массу, уже давно легируют 5,5-6,5% сурьмы и 0,1-0,2% мышьяка. Добавки улучшают технологичность литья, повышают твердость и коррозионную стойкость электродов. В то же время сурьма способствует повышенному расходу воды и снижению ЭДС батареи в процессе эксплуатации. Дальнейшее развитие привело к снижению доли сурьмы до 2,5% и менее. Обслуживание малосурьмяных аккумуляторов стало менее хлопотным, увеличился срок их службы. Затем из отрицательных пластин сурьму вытеснил кальций. “Гибридные” АКБ стали требовать долива еще реже. Применение кальция в положительных пластинах привело к появлению батарей, теоретически не требующих долива на протяжении всего срока эксплуатации. Однако они выходят из строя от глубоких разрядов. Чтобы повысить стойкость, в свинцово-кальциевый сплав положительных пластин стали добавлять серебро.

Гелевые аккумуляторы появились с началом освоения космоса. Гель, получающийся в результате добавления в серную кислоту двуокиси кремния, позволяет добиться полной герметичности батареи, так как все газовыделение происходит внутри пор в массе геля. Таким батареям нет равных по стойкости к глубоким разрядам, они намного долговечнее традиционных. Но распространения у автомобилистов гелевые аккумуляторы не получили по причине очень высоких требований к бортовому электрооборудованию и из-за резкого падения пускового тока на холоде.

Наиболее современная технология - AGM (Absorptive Glass Mat) - вновь вернулась к жидкой кислоте, но теперь электролит удерживается в порах сепаратора из ультратонких стеклянных волокон. Такая конструкция позволяет не только герметизировать корпус, но и сохранить работоспособность батареи даже в случае повреждений наружной оболочки. AGM-батареи нечувствительны к колебаниям температуры, очень стойки к глубоким разрядам, долговечны, виброустойчивы и могут работать хоть лежа на боку, но боятся перезаряда. По технологии AGM в настоящее время производятся как батареи с плоскими электродами, так и со спиральными. У последних лучшие характеристики токоотдачи и меньшее внутреннее сопротивление из-за большей рабочей поверхности пластин при тех же внешних габаритах батареи.

Для гелевых аккумуляторов глубокий разряд является практически штатным режимом работы. Происходит это благодаря тому, что электролит как бы “связан”, и разряд аккумулятора не сопровождается его выпариванием с последующим окислением пластин, как это случается с традиционными АКБ. Поэтому при глубоком разряде (падение напряжения до 10,5 В) срок службы AGM-батареи гарантированно составит 400 циклов перезаряда. А если не доводить до крайностей, то количество циклов может увеличиться еще в десять раз. Для обычных свинцово-кислотных аккумуляторов данный параметр не превышает десятков циклов, а на практике и того меньше.

Еще один очень важный плюс гелевых АКБ - это герметичность. Благодаря работе без выделения паров электролита батарею можно размещать в салоне автомобиля, в непосредственной близости от усилителей, не заботясь о его положении, так как в аккумуляторах такого типа нечему расплескиваться. Благодаря этому свойству исключается падение напряжения на длинных питающих проводах. Вследствие этого обстоятельства, а также с учетом чрезвычайно малого внутреннего сопротивления (3-4 мОм) необходимость использования конденсатора большой емкости тоже становится не актуальной. Сделать параметры скорости отдачи тока (это самый важный фактор, на который влияет внутреннее сопротивление) аккумуляторов почти такими же, как у конденсаторов, удается благодаря использованию плотно упакованных пластин-электродов, выполненных из высокочистых свинцовых материалов. Попробуем рассказать популярно о гелевом аккумуляторе.[2]

Как уже говорилось выше - многие путают и считают что GEL технология и AGM это одно и то же. Но это не так, это две разные конкурирующие технологии.

Основными производителями АКБ на рынке России являются компании: «АКОМ», «АкТех», «Тубор», «Алькор», «Тюменский АЗ», Группа «Русские Аккумуляторы»: «Подольский аккумуляторный завод», «Источник тока «Курский», «Электроисточник», «КЗА». Общий объем производства российских компаний в 2008 году составил 5 млн. 744 тыс. батарей, в кризисный год эта цифра значительно снизилась, но 2010 снова наблюдается рост производства. Примерные доли крупнейших производителей АКБ на рынке России выглядят следующим образом: «Тюменский аккумуляторный завод» (20%), примерно одинаковые доли (по 13%) имеют заводы: «АкТех», «Аком», «Тубор», «ПАЗ», «Исток». Вклад остальных производителей менее значительный. Суммарная доля российских производителей на рынке составила около 50%. Если говорить о данных на лето 2010 года, то стоит отметить следующие тенденции - это значительный рост импорта свинцовых аккумуляторов на территории России, по сравнению с 2009 г.

Перейти на страницу: 1 2 


Другие статьи по экономической теории

Экономический рост сущность, тенденции, проблемы. Экономический рост в Республике Беларусь
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Как определить вклад каждого из факторов произ ...

Расчет технико-экономических показателей ТЭЦ
В результате изучения дисциплины «Экономика отрасли», предусмотренной требованиями ГОСТ средне - профессионального образования, программой по подготовке выпускников по специальности 100 ...

Экономическая эффективность предприятия трубопроводного транспорта нефти
Выбранная тема актуальна, поскольку внимание к экономической эффективности предприятия в последние годы переходы к рыночной экономике возросла, а для любого предприятия эффективность стоит на первом м ...