Основные положения теории потребительского выбора, основанные на действии эффекта дохода и эффекта замены

Рисунок 7 - Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. Цена Х повышается [1,c.133]

Сравнив два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке. [1,c133]

Различия в подходах Хикса и Слуцкого удобно рассмотреть, совместив их на одном рисунке.

Рисунок 8 - Эффект замены и эффект дохода по Хиксу и по Слуцкому [1, c. 135]

Здесь KL - бюджетная прямая при номинальном доходе I и ценах РX и РY, ее уравнение

РX+ YРY=I; (2)

- бюджетная прямая при том же номинальном доходе I и ценах РX + ∆РX и РY (причем ∆РX- < 0), ее уравнение:

(РX + ∆РX) + YРY = I; (3)

и E1 - комбинации товаров X и Y до и соответственно после снижения цены X; KL и KL - вспомогательные соответственно по Хиксу и по Слуцкому.

Их уравнения:

= X(РX + ∆РX) + YРY|U = const (4)= X(РX + ∆РX) + YРY|X, Y = const (5)

и S- комбинации товаров X и Y, отвечающие требованию неизменного реального дохода соответственно по Хиксу и по Слуцкому.

Теперь мы можем представить методы разложения общего результата изменения цены РX по Хиксу и по Слуцкому в виде двух равенств:

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Хиксу), (6)

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Слуцкому). (7)

Левые части (6) и (7) характеризуют общий результат изменения цены РX в мере изменения объема спроса на товар X, и в обоих случаях они одинаковы. Правые части представляют суммы эффектов дохода и замены. Очевидно, что разница в распределении общего результата на эффект дохода и эффект замены составляет Х3-Х2- В (6) эта величина входит в эффект дохода, в (7) - в эффект замены.

Можно показать, что величина Х3-Х2 - 0 при ∆РX- 0, так что при малых изменениях РX подходы Хикса и Слуцкого дают практически одинаковый результат.

Рисунок 9 - Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена Х снижается [1]

Рисунок 10 - Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. Цена Х повышается [1]

Левые части одинаковы и представляют общий результат изменения РX при неизменных номинальном доходе I и цене РY. Здесь ∆X/∆РX можно интерпретировать как наклон линии спроса на товар X, если РX принять как аргумент, а объем спроса - как функцию.

Правые части представляют, как и в (6) и (7), суммы эффектов дохода и замены. При этом Х1 = ∆I/∆РX, поскольку при изменении РX на ∆РX для приобретения прежнего товарного набора E0 (Х1, Y1) потребовалось бы компенсирующее изменение номинального дохода потребителя на Х1∆РX, или в расчете на единицу изменения цены Х1∆РX/∆РX, т.е. Х1.

Эффект замены ∆Х/∆РX всегда отрицателен, так как цена и количество изменяются в противоположных направлениях. Знак перед первым слагаемым правой части (эффект дохода) зависит от знака сомножителя ∆Х/∆I. Если /iX - нормальный товар, ∆Х/∆I > 0 и эффект дохода отрицателен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки нормального товара возрастают). Если X - некачественный товар, ∆Х/∆I < 0 и эффект дохода положителен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки некачественного товара сокращаются). В этом случае эффекты замены и дохода разнонаправлены. Наконец, если X - товар Гиффена, положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, так что общий результат изменения РX оказывается положительным, ∆Х/∆РX > 0 (повышение цены вызывает увеличение спроса на товар).

Очевидно, что изменение цены одного товара влияет на объем спроса не только данного, но и других товаров. Основываясь на ранее высказанных соображениях, мы можем разложить на эффект замены и эффект дохода и изменение объема спроса на товар Y в результате изменения цены товара X.

Рисунок 11 - Эффект замены и эффект дохода. Цена Х повышается. а - некачественный товар, б - товар Гиффена [1,c.134]

В случае двух товаров (X, Y) эффект замены положителен. При неизменной полезности снижение цены РX приводит и к сокращению покупок товара Y (YS, YH < Y1), что является следствием убывающей предельной нормы замены MRS.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Другие статьи по экономической теории

Экономическое обоснование проекта создания предприятия по производству музыкальных центров
На сегодняшний день имеются все условия для организации нового предприятия по производству изделия, но ни одно предприятие не рискнет начинать производство без составления бизнес-плана. ...

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики предприятие должно постоянно повышать свою конкурентоспособность. Задачу предоставления оптимальных путей развития предприятия решает анализ хозяйственной д ...

Экономический анализ
Обеспечение эффективности функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением её анализировать. С помощью экономического ан ...