Методология управления человеческими ресурсами

Управление людьми, их поведением, межличностными и групповыми отношениями - специфический вид деятельности в системе управления предприятием. Участниками процесса управления персоналом выступают: отдел кадров; руководители; сотрудники; совет предприятия (совет акционеров в случае акционерного общества). Каждый из этих участников вносит свой вклад в менеджмент персонала, являясь либо субъектом, либо объектом управления или тем и другим одновременно. Каждый выполняет определенные задачи, как в деловой сфере, так и в сфере взаимоотношений, а значит, и задачи управления персоналом.

Существует серьезное различие между функциями "кадровой службы" (в ее классической форме) и службы управления человеческими ресурсами. Причина этого кроется в отношении организации к человеческим ресурсам, их роли в достижении организационных целей. Современное содержание функций управления человеческими ресурсами определяется отношением к человеческим ресурсам, как к основному ресурсу организации, источнику ее конкурентного преимущества.

Важно иметь ясное представление о том, что в процессе управления персоналом приоритет в использовании власти и принятии решений в зарубежной и отечественной практике принадлежит линейным руководителям по отношению к непосредственно подчиненным им группам производственного персонала, специалистам или конторским служащим.

Персональный состав коллектива, общение людей между собой имеют исключительное значение для формирования духовного мира отдельной личности и коллектива. В процессе длительного общения и совместной деятельности личностей в коллективе формируется специфический групповой стереотип (организационная культура), который накладывает свою печать на характер массовых действий и поведение отдельных личностей.

Глобальная цель управления трудовым коллективом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении. Для достижения этой основной цели реализуется ряд локальных, представляющих собой цели-средства. Дерево целей кадрового менеджмента включает целый ряд уровней (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Иерархия целей управления трудовым коллективом

Примечание - Источник: [3, с.25 ]

Предприятие имеет весьма разветвленное дерево целей, одной из ветвей которого являются цели кадрового менеджмента. Целевые концепции предприятия включают:

) материальные цели (производство продукции, товаров, изделий, услуг);

) цели обеспечения успеха (технология реализации товара или предоставления услуг, создание фирменного стиля управления);

) цели обеспечения ликвидности предприятия.

Эти три приоритетные цели содержат подцели, в том числе и кадрового менеджмента.

Особенность целей менеджмента, прежде всего управления трудовым коллективом, состоит в том, чтобы учитывать не только целевые концепции организации (организационные цели), но и индивидуальные цели сотрудников. Последние не должны находиться вне кадровой политики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Другие статьи по экономической теории

Экономическая оценка инвестиций
Любой вид финансовой деятельности подразумевает тщательное планирование действий и прогнозирование возможных результатов. Конечно, невозможно предугадать абсолютно все факторы, влияющие ...

Цикличность как всеобщая форма экономической динамики
Современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако долговременный экономический рост не ...

Экономическая эффективность технологического процесса изготовления детали крышка подшипника
технологический экономический На всех этапах развития экономики основным ее звеном являлось предприятие. Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный п ...