Розничный товарооборот как статистический показатель содержит объем продажи товаров населению через все каналы реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении, качественная - связана со структурой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
- выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;
- товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
- выручка от реализации медикаментов в аптеках;
- выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по докуметам).
К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании, относятся:
объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
- объем товарооборота в стоимостном выражении в сопостовимых ценах;
- ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб., %);
- однодневный объем товарооборота (в руб.);
- объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
- объем товарооборота на один квадратный метр общей площади, в том числе на один квадратный метр торговой площади;
- время обращения товаров (в днях оборота);
- скорость товарооборота (число оборотов).
К задачам анализа товарооборота относят:
- изучение динамики показателей товарооборота;
- анализ товарной структуры и внутригруппового ассортимента;
- анализ товарооборота по организационным формам и методам торговли;
- определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;
- анализ сезонности товарооборота;
- анализ товарооборачиваемости.
К методам анализа относят [24, с. 162]:
- построение динамических рядов;
- использование относительных и средних величин;
- сравнение;
- индексный метод;
- построение трендовых и регрессионных моделей динамики;
- цепная подстановка;
- балансовая увязка показателей;
- построение графиков и др.
В зависимости от уровня оценки, объема учитываемых результатов и затрат, а также назначения оценки различают несколько видов эффективности:
- Полная экономическая эффективность - отражает отношение полного эффекта хозяйственной деятельности предприятия ко всем затратам, вызвавшим этот эффект;
- Приростная экономическая эффективность - характеризуется отношением прироста эффекта за расчетный период к приросту вызвавших его затрат;
- Сравнительная экономическая эффективность - представляет собой частный случай приростной эффективности, когда базой для расчета эффекта и затрат являются не показатели прошлой деятельности, а один из сравниваемых вариантов. В качестве эффекта здесь чаще всего выступает рост прибыли за счет снижения себестоимости при реализации одного варианта по сравнению с другим, а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.
Проанализировав данные мнения можно сделать вывод, что сущность экономической эффективности сводится к соизмерению экономических эффектов производства с затратами, их обусловившими.
Основной задачей оценки экономической эффективности производства на предприятии является способствование выявлению и реализации внутрихозяйственных резервов повышения эффективности общественного производства, достижению лучших конечных результатов деятельности предприятия, т.е. повышению прибыли.
Другие статьи по экономической теории
Экономические основы местного самоуправления
В современных условиях перехода России на демократические, рыночные
принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о
выборе наиболее эффективных для нашей ст ...
Экономическое обоснование модернизации локально-вычислительной сети Выксунского филиала НИТУ МИСиС
На
данный момент в связи с реорганизаций образовательных учреждений Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего
профессионального образования Националь ...
Экономика современного Красноярска
Знание истории собственной страны, региона, города включает в себя целый
спектр вопросов из социальной, политической, культурной и экономической сфер.
Все они в совокупности и состав ...