Сущность экономической эффективности деятельности торгового предприятия и необходимость ее анализа

Розничный товарооборот как статистический показатель содержит объем продажи товаров населению через все каналы реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении, качественная - связана со структурой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:

- выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;

- товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;

- выручка от реализации медикаментов в аптеках;

- выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.

Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по докуметам).

К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании, относятся:

объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;

- объем товарооборота в стоимостном выражении в сопостовимых ценах;

- ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб., %);

- однодневный объем товарооборота (в руб.);

- объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;

- объем товарооборота на один квадратный метр общей площади, в том числе на один квадратный метр торговой площади;

- время обращения товаров (в днях оборота);

- скорость товарооборота (число оборотов).

К задачам анализа товарооборота относят:

- изучение динамики показателей товарооборота;

- анализ товарной структуры и внутригруппового ассортимента;

- анализ товарооборота по организационным формам и методам торговли;

- определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;

- анализ сезонности товарооборота;

- анализ товарооборачиваемости.

К методам анализа относят [24, с. 162]:

- построение динамических рядов;

- использование относительных и средних величин;

- сравнение;

- индексный метод;

- построение трендовых и регрессионных моделей динамики;

- цепная подстановка;

- балансовая увязка показателей;

- построение графиков и др.

В зависимости от уровня оценки, объема учитываемых результатов и затрат, а также назначения оценки различают несколько видов эффективности:

- Полная экономическая эффективность - отражает отношение полного эффекта хозяйственной деятельности предприятия ко всем затратам, вызвавшим этот эффект;

- Приростная экономическая эффективность - характеризуется отношением прироста эффекта за расчетный период к приросту вызвавших его затрат;

- Сравнительная экономическая эффективность - представляет собой частный случай приростной эффективности, когда базой для расчета эффекта и затрат являются не показатели прошлой деятельности, а один из сравниваемых вариантов. В качестве эффекта здесь чаще всего выступает рост прибыли за счет снижения себестоимости при реализации одного варианта по сравнению с другим, а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.

Проанализировав данные мнения можно сделать вывод, что сущность экономической эффективности сводится к соизмерению экономических эффектов производства с затратами, их обусловившими.

Основной задачей оценки экономической эффективности производства на предприятии является способствование выявлению и реализации внутрихозяйственных резервов повышения эффективности общественного производства, достижению лучших конечных результатов деятельности предприятия, т.е. повышению прибыли.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи по экономической теории

Экономические основы местного самоуправления
В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных для нашей ст ...

Экономическое обоснование модернизации локально-вычислительной сети Выксунского филиала НИТУ МИСиС
На данный момент в связи с реорганизаций образовательных учреждений Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Националь ...

Экономика современного Красноярска
Знание истории собственной страны, региона, города включает в себя целый спектр вопросов из социальной, политической, культурной и экономической сфер. Все они в совокупности и состав ...