Методика оценки экономической эффективности деятельности торгового предприятия

Влияние состава товарооборота не так очевидно, но имеет место. Связано это с различным уровнем наценки на товары, реализуемые в розницу, и товары, продаваемые оптом: в розничной сети надбавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем валового дохода. Транзитный оборот дает меньше дохода, чем складской, поскольку небольшие затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торговой надбавке.

Дифференциация торговой надбавки по отдельным товарным группам обуславливает связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода. Взвешенный выбор поставщика определяет не только цену поставки товаров в торговую сеть, но и такие слагаемые стабильной и прибыльной работы торгового предприятия, как качество товаров, форма оплаты, гарантированная частота и комплектность поставок, размер партии и др.

Рыночная модель экономики позволяет торговым организациям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Здесь важно, во-первых, помнить, что торговая надбавка (наценка, накидка) - это элемент цены, обеспечивающий возмещение затрат продавца по продаже товаров и получение прибыли, а во-вторых, стремиться найти такую грань, чтобы, с одной стороны, не допустить убытка, с другой - сохранить конкурентоспособные цены.

Широта предоставления дополнительных услуг зависит от профиля организации и профессионализма руководства. Реальные поступления за оказанные услуги в валовый доход имеют существенные колебания - от полного отсутствия до 1,5 - 2% в общей сумме. Однако косвенное влияние, связанное, например, с привлечением покупателей, как показывает опыт экономически развитых стран, значительно весомее.

Валовая прибыль торгового предприятия характеризует конечный финансовый результат деятельности и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций [27, с. 236].

Прибыль от реализации товаров - это разность между валовым доходом за вычетом обязательных платежей и затратами на реализацию товаров (издержками обращения) за определенный период времени.

Различают также чистую прибыль торгового предприятия, под которой понимают часть валовой прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет всех налогов.

При оценке финансовых результатов деятельности торговых предприятий зарубежные экономисты используют показатель маржинального дохода, который рассчитывается как сумма чистой прибыли и постоянных расходов.

Таким образом, прибыль является основным результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

На объем прибыли оказывает влияние значительное количество внешних (независимых от деятельности предприятия) и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся политическая стабильность, состояние экономики, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров, темпы инфляции, ставка процента за кредит.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи по экономической теории

Анализ экономической эффективности деятельности ООО Московские деликатесы
Розничная торговля является одной из наиболее значимых стратегических сфер экономики по продаже товаров в стране. Тема приобретает большую актуальность в связи с принятием федерального з ...

Экономическое обоснование работы оборудования цеха централизованного ремонта филиала Производство полиметалловОАО Уралэлектромедь
Экономика - хозяйственная деятельность общества , а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства , распределения, обмена и потребления. Сердцевину любой эк ...

Экономическое обоснование модернизации локально-вычислительной сети Выксунского филиала НИТУ МИСиС
На данный момент в связи с реорганизаций образовательных учреждений Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Националь ...