Методика оценки экономической эффективности деятельности торгового предприятия

К внутренним факторам относят объем валового дохода (и соответственно, факторы, его определяющие), размер расходов на ведение торговой деятельности, производительность труда работников, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов. Прибыль торгового предприятия формируется по следующей схеме рисунка 1.1 [27, с. 239].

К основным направлениям использования прибыли относят:

- выполнение обязательств перед бюджетами (федеральным, региональным, местным);

- расчеты с банками, предприятиями, организациями;

- инвестиции в развитие предприятия;

- выплата дивидендов по акциям;

- удовлетворение социальных и материальных потребностей работников.

Рис. 1.1 Схема образования прибыли предприятия розничной торговли

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, аккумулируется в нескольких фондах: накопления, потребления, резервном.

Из фонда накопления средства расходуются на развитие организации - строительство новых объектов, расширение и реконструкцию действующих, приобретение имущества и модернизацию оборудования. Финансируются также другие направления производственного развития.

Фонд потребления предназначен для материального поощрения работников и укрепления социальной сферы.

Резервный фонд используют в основном не только для покрытия непроизводительных потерь и убытков, но и убытка за от четный год.

Валовая прибыль/убыток рассчитывается по формуле:

, где

- прибыль от реализации продукции (услуг);

- прибыль от операционных доходов;

- сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (услуг) рассчитывается по формуле

, где

- товарооборот (выручка от реализации продукции, услуг);

- расходы на ведение торговой деятельности;

- материальные затраты на оказание услуг.

Чистая прибыль , остающаяся в распоряжении предприятия, рассчитывается по формуле

- величина налога на прибыль;

- корректируемый объем валовой прибыли.

В деятельности торговых организаций широко применяется показатель рентабельности, характеризующий относительный размер прибыли.

В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность торгового предприятия определяют через процентное отношение прибыли к таким показателям, как товарооборот, расходы на ведение торговой деятельности, оборотные средства, основные средства, средства на оплату труда, собственный капитал, капитал (совокупный капитал организации, включающий собственные и заемные средства).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи по экономической теории

Экономическое обоснование проекта создания предприятия по производству музыкальных центров
На сегодняшний день имеются все условия для организации нового предприятия по производству изделия, но ни одно предприятие не рискнет начинать производство без составления бизнес-плана. ...

Особенности развития экономики в Северных районах Российской Федерации
Особенности северных районов, обусловленные наличием стратегических сырьевых ресурсов, монополизированностью рынков, требованиями особой надежности инфраструктурных систем жизнеобеспечен ...

Экспресс–диагностика финансового состояния и разработка годового финансового плана развития СПК Племзавод Овцевод Марьяновского района
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогр ...