Сложность в формировании системы показателей для оценки деятельности торговых организаций заключается в том, что еще не определена система индикативного регулирования экономики, которая могла бы помочь предприятию сориентироваться во внешних условиях, увидеть свое место среди других предприятий, оценить адекватность своих экономических целей состоянию и перспективам развития потребительского рынка. Поэтому предприятия должны самостоятельно создать для себя исходную базу, выделить приоритетные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы.
В качестве составляющих могут быть использованы три группы показателей, отражающих:
- интересы потребителей;
- интересы собственников организации как инвесторов;
- финансовую устойчивость фирмы.
В группу показателей, отражающих интересы потребителей, входят:
- объем товарооборота;
- товарная структура товарооборота;
- качество обслуживания;
- уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги.
Собственники предприятия, ожидающие эффективную отдачу от вложенных средств, заинтересованы в показателях, которые характеризуют:
- эффективность использования активов предприятия;
- эффективность использования ресурсов;
- отношение прибыли к выручке;
- отношение прибыли к собственному капиталу.
Финансовую устойчивость характеризует система критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия. К основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятия, относят: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
Выделение трех указанных групп показателей, с одной стороны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой стороны, сохраняет ряд показателей, которые использовались в торговых организациях ранее.
Но поскольку в новой структуре изменяются взаимосвязи как между отдельными показателями, так и их группами, то меняется роль и значение отдельных показателей, что, в свою очередь, приводит к появлению у них новых качеств. Наиболее часто применимые показатели [27, с. 278]:
- показатели эффективности использования активов предприятия :
, или
, или
, где
- средние совокупные активы предприятия (сумма активов предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое);
- валовой доход, валовая прибыль, чистая прибыль;
- показатели эффективности использования ресурсов :
, или
, или
, где
Другие статьи по экономической теории
Экономические интересы, их виды и роль в экономике
Уровень
развития производительных сил всегда являлся важнейшим критерием состояния
общества и показателем общественного прогресса. Взаимодействие человека и
общественного производства в ...
Экспериментальные исследования экономического поведения Д. Каннемана и В. Смита
В
2002 году Нобелевская премия в области экономики была присуждена двум американским
ученым: психологу Даниэлю Канеману и экономисту Вернону Смиту. Объединило
работы этих двух очень раз ...
Анализ экономической эффективности деятельности ООО Московские деликатесы
Розничная торговля является одной из наиболее значимых
стратегических сфер экономики по продаже товаров в стране. Тема приобретает
большую актуальность в связи с принятием федерального з ...