Методика оценки экономической эффективности деятельности торгового предприятия

Сложность в формировании системы показателей для оценки деятельности торговых организаций заключается в том, что еще не определена система индикативного регулирования экономики, которая могла бы помочь предприятию сориентироваться во внешних условиях, увидеть свое место среди других предприятий, оценить адекватность своих экономических целей состоянию и перспективам развития потребительского рынка. Поэтому предприятия должны самостоятельно создать для себя исходную базу, выделить приоритетные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы.

В качестве составляющих могут быть использованы три группы показателей, отражающих:

- интересы потребителей;

- интересы собственников организации как инвесторов;

- финансовую устойчивость фирмы.

В группу показателей, отражающих интересы потребителей, входят:

- объем товарооборота;

- товарная структура товарооборота;

- качество обслуживания;

- уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги.

Собственники предприятия, ожидающие эффективную отдачу от вложенных средств, заинтересованы в показателях, которые характеризуют:

- эффективность использования активов предприятия;

- эффективность использования ресурсов;

- отношение прибыли к выручке;

- отношение прибыли к собственному капиталу.

Финансовую устойчивость характеризует система критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия. К основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятия, относят: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Выделение трех указанных групп показателей, с одной стороны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой стороны, сохраняет ряд показателей, которые использовались в торговых организациях ранее.

Но поскольку в новой структуре изменяются взаимосвязи как между отдельными показателями, так и их группами, то меняется роль и значение отдельных показателей, что, в свою очередь, приводит к появлению у них новых качеств. Наиболее часто применимые показатели [27, с. 278]:

- показатели эффективности использования активов предприятия :

, или , или , где

- средние совокупные активы предприятия (сумма активов предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое);

- валовой доход, валовая прибыль, чистая прибыль;

- показатели эффективности использования ресурсов :

, или , или , где

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи по экономической теории

Экономическое обоснование проекта создания предприятия по производству музыкальных центров
На сегодняшний день имеются все условия для организации нового предприятия по производству изделия, но ни одно предприятие не рискнет начинать производство без составления бизнес-плана. ...

Экономическая эффективность производства и пути её повышения с точки зрения современной экономической науки на примере РДСУП Папоротное
Беларусь вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности прои ...

Экономика и организация труда на железнодорожном транспорте
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС. ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ...