Проблемы развития субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера

Отсюда постоянное сокращение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рост фонда простаивающих скважин, технологическая отсталость, которые ведут к росту себестоимости единицы добываемого углеводородного сырья и утрате конкурентоспособности на мировом рынке. Это, наконец, неоправданно стремительное падение объемов добычи.

Минерально-сырьевой комплекс России, созданный до начала 90-х гг. и обладающий более высокой устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, сегодня оказался в критическом состоянии. Тем не менее, он все еще продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, сдерживая его от более глубокого кризиса. Ведь около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено именно в сфере недропользования; добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается не менее 25% ВВП и около 50% объема экспорта страны. Отсюда и значение минерально-сырьевого комплекса страны как фундаментальной составляющей экономики. Поэтому основной задачей государственного регулирования отношений в области недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов России.

Вместе с тем Россия отстает от других развитых стран по потреблению минерально-сырьевых ресурсов на душу населения. В последние годы объемы их потребления снизились до 30-40%, а по ряду видов сырья - на 70-80%, что явилось результатом общественно-политических потрясений в последние 10-15 лет. В связи с экономическим кризисом к концу 90-х годов XX в. часть производств была признана бесперспективной, геологические разработки приостановлены, перспективные производственные комплексы приватизированы. Финансовое бремя по содержанию населенных пунктов было возложено на бюджеты соответствующих регионов и муниципальных образований, что повлекло за собой ухудшение условий жизни и поиск возможностей выезда в более привлекательные регионы России.

Известно, что минерально-сырьевые ресурсы в экономике современной России представляют собой:

• более 50% доходной части федерального бюджета;

• более 70% экспорта и валютной выручки страны;

• 100% стабилизационного фонда России;

• почти 50-60% промышленной продукции, выпускаемой предприятиями минерально-сырьевого комплекса;

• основу внутреннего регионального продукта зауральских регионов и бюджетов всех регионов-доноров;

• основу социальной стабильности в Сибири и на Дальнем Востоке России;

• возможность реализации национальных мегапроектов. От комплексного решения задач сырьевой ориентации и социально-экономического развития северных территорий в настоящее время, к сожалению, зависит выполнение задач получения выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии.

К примеру, «Ноябрьскнефтегаз» сократил объем нефтедобычи в Ямало-Ненецком автономном округе за последние 5 лет с 48 до 12 млн. тонн.

Как правило, крупные добывающие предприятия, входящие в холдинги, являются градообразующими.

Однако федеральный законодатель до настоящего времени не сформировал правовых условий, обеспечивающих защиту интересов территорий при принятии вертикально-интегрированными компаниями стратегических решений, которые могут повлечь массовую безработицу и резкое сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов.

Более того, наблюдаются прецеденты, когда федеральные органы власти обнаруживают стремление еще более ослабить, и без того недостаточный контроль со стороны органов власти северных регионов за экономическим поведением холдингов. [9]

Для снижения зависимости местных бюджетов от крупного бизнеса необходимо активнее развивать малое предпринимательство и доводить его до 20-25% в доли реальной экономики. Сейчас малый бизнес в регионе составляет около 8%».

Вследствие пассивной роли государства происходило регулярное удорожание транспортных тарифов, в том числе и за счет перевозок по государственной железной дороге. Сейчас доля транспортных расходов иногда достигает до 50% стоимости поступающих на Север грузов. В свою очередь, это влечет неоправданное удорожание стоимости жизни в северных регионах, компенсируемое за счет средств бюджетов субъектов РФ, направляемых на текущие расходы.

Помимо этого, в ситуации обострения кризиса обнаружилось, что дополнительным осложняющим фактором стало ухудшение географии северного завоза, когда регионы - производители продовольствия и товаров народного потребления, пользуясь отсутствием должного федерального контроля, стали искусственно завышать стоимость отпускаемых под северный завоз ресурсов, либо, исходя из конъюнктурных соображений, вообще отказывать в поставках.

К примеру, руководствуясь выгодной курсовой разницей, возникшей из-за роста стоимости доллара, АО «Коми-ТЭК» - традиционный поставщик нефтепродуктов в западную часть Ямало-Ненецкого автономного округа, из-за погони за экспортными выгодами не исполнил своих обязательств, создав угрозу разрушения системы теплоснабжения населенных пунктов автономного округа, в которых проживает свыше 40 тысяч человек.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи по экономической теории

Экономический анализ
Обеспечение эффективности функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением её анализировать. С помощью экономического ан ...

Экономическая теория предмет и метод
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА ...

Экономическая эффективность технологического процесса изготовления детали крышка подшипника
технологический экономический На всех этапах развития экономики основным ее звеном являлось предприятие. Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный п ...