Нетарифные методы регулирования

Если российское правительство для защиты отечественных производителей грузовиков захочет ограничить объем импорта и установит квоту на ввоз размером q, то общее предложение автомобилей на внутреннем рынке возрастет и будет представлено кривой S + q. Квота сокращает размер импорта по сравнению с внутреннем платежеспособным спросом на автомобили, предъявляемым при уровне мировых цен. Невозможность удовлетворить весь спрос по цене мирового рынка приведет к повышению внутренних цен на грузовые автомобили до Рq. Более высокие цены повышают рентабельность производства автомобилей внутри страны и стимулируют расширение их выпуска с So до S1, но одновременно сокращают спрос на них с Do до D1). Теперь импорт будет равен величине квоты (D1 - S1).

Оценивая последствия введения импортных квот, мы видим, что благосостояние потребителей ухудшилось, так как они несут потери от роста цен и их потребительский излишек уменьшился на величину области (а + b + с + d + e). В то же время производители от введения квот выигрывают - они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Наценка на разрешенный импорт (область с + d) представляет перераспределение доходов от потребителей в пользу государства (если лицензии продаются) либо в пользу импортеров (если лицензии выдаются бесплатно).

Таким образом, в результате введения импортной квоты часть ущерба потребителей (a + b + c + d+e) компенсируется получением выигрыша производителями (область а) и теми, кто выдает лицензии и получает их (область с + d). Разница составит величину области (b + е), которая представляет собой чистые потери благосостояния страны. Этот результат эквивалентен ущербу, полученному страной от введения импортного тарифа (рисунок Б.1), приведшего к аналогичному росту внутренней цены и сокращению импорта.

Приложение В. Добровольное ограничение экспорта (ДОЭ)

Рисунок В.1

В результате соглашения о ДОЭ импорт в такую страну составит величину q, что приведет к повышению внутренней цены на импортируемую продукцию с РT до Pd, сокращению спроса и увеличению предложения со стороны национальных производителей. Внутренняя цена Pd превышает не только мировую цену Pw, но и внутреннюю цену с учетом тарифа РT, поскольку введение ДОЭ не отменяет тарифа, которым облагается иностранная продукция. Однако ДОЭ ведут к тому, что государство теряет доход, который при наличии лишь импортной пошлины или при продаже лицензий на импорт доставался бы ему в виде выигрыша от повышения цены. Величину этой потери составляет область (с + d), которую государство "дарит" зарубежным экспортерам. В итоге из-за сокращения импорта доход государства от импортного тарифа составит область (f+ g). Потребители от ведения ДОЭ понесут убытки в размере (а + b + с + d + е), производители выигрывают площадь b, а чистые потери общества составляет область (а + с + d + e) (рисунок В.1).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 


Другие статьи по экономической теории

Экономика и организация агропромышленного комплекса
Интенсификация сельского хозяйства, сущность, критерий, показатели, эффективность. Объективная необходимость и перспективы интенсификации сельскохозяйственных отраслей. Приоритетные направл ...

Экономическое обоснование работы оборудования цеха централизованного ремонта филиала Производство полиметалловОАО Уралэлектромедь
Экономика - хозяйственная деятельность общества , а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства , распределения, обмена и потребления. Сердцевину любой эк ...

Эффективность использования трудовых ресурсов и пути ее повышения (на материалах ОАО Пинский мясокомбинат)
Для предприятия с позиции ведения его экономики далеко не безразлично, как и на каких условиях должно происходить удовлетворение его потребностей в рабочей силе, и как она должна использова ...